Дио лечение
Назад

Анартрия это в логопедии

Опубликовано: 23.04.2020
Время на чтение: 25 мин
0
7

Лечение заболевания

Классифицировал дизартрию по степеням тяжести французский невропатолог Тардье. Эта работа была проведена им в 1968 году. Он выделил четыре степени тяжести этого заболевания:

  • Первая– имеющиеся нарушения может заметить исключительно специалист в области детской неврологии или логопед.
  • Вторая– речевые нарушения ребенка заметны всем окружающим.
  • Третья дизартрии – речь могут понять только родные ребенка, иногда окружающие, но лишь частично.
  • Четвертая – речь отсутствует полностью либо она непонятна никому. Это самая тяжелая форма заболевания, называемая анартрией.

При четвертой степени происходит абсолютная неподвижность мускулатуры, отвечающей за артикуляцию. Она может быть иметь три степени тяжести.

  • Первая степень – совершенная анартрия. Явление, при котором ребенок не проявляет голосовых реакций.
  • При второй степени наблюдается голосовая вокализация некоторых звуков, зачастую гласных.
  • При третьей степени есть простейшие возможности произносить слога.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Средняя тяжесть может выражаться в псевдобульбарной дизартрии. При ней могут двигаться некоторые артикуляционные мышцы. Легкая степень – наличие неврологических симптомов, смазанность речи, проговаривание звуков носом. Могут наблюдаться парезы мышц и нарущенное произношение звуков.

Дизартрия – не только логопедические проблемы, она наблюдается при разных формах проявления расстройств ЦНС. Лечение дизартрии назначает врач после диагностических мер, основываясь на возрасте и состоянии ребенка. В зависимости от стадии заболевания, применяют комплекс мероприятий:

  1. Работа с логопедом.
  2. Лечение при помощи медикаментов.
  3. Массаж и самомассаж.
  4. Дыхательная гимнастика.
  5. Лечебная физическая культура.
  6. Физиотерапия.

Медикаменты подбирает психоневропатолог. Стоит отметить, что специальных лекарственных средств для борьбы с дизартрией нет. Врач с помощью медикаментов только убирает некоторые симптомы и облегчает самочувствие. Детям 2-3 лет показаны занятиялогоритмикой.

Для коррекции дизартрии у детей лечение в 5 лет и старше должно проводиться в комплексе со специалистом-дефектологом. Борьба с заболеванием, которое спровоцировало появление симптомов дизартрии, мероприятия, направленные на реабилитацию (коррекция звуков логопедом), медикаменты. Занятия с логопедом должны быть регулярными, могут проводиться как в группе, так и индивидуально. Исследования показывают, что благоприятно влияет на исход лечения иппотерапия и дельфинотерапия.

Можно проводить лечебные мероприятия дома, согласовывая действия с неврологом и логопедом. Есть ряд упражнений, которые можно делать самостоятельно дома для речевой моторики:

  • надувание щек (попеременно);
  • втягивание и надувание щек;
  • закрывание и открывание рта, щелканье зубами;
  • сосание небольшого куска сахара или леденца;
  • имитирование сосания;
  • облизывание губ;
  • длительное зажимание зубами куска бинта или марли, в это же время взрослый осторожно пытается убрать ткань.

Анартрия это в логопедии

Хорошо тренируют мимические мышцы скороговорки. Лучше подбирать такие, в которых есть плохо выговариваемые звуки.

Нужно дополнительно заниматься с ребенком дома, иначе одни занятия с логопедом будут бессмысленными.

Прежде, чем начать работать над проблемным звуком, нужно сделать массаж лицевых мышц (пощипывание и поглаживание губ, щек и нижней челюсти), научить ребенка делать и самомассаж перед зеркалом и вообще все упражнения делать перед ним. Ребенок будет смотреть на себя, изучать свое лицо и видеть работу мимических мышц.

После проговорить звуки, которые ребенок хорошо и без труда произносит. Это могут быть и те звуки, которые в слове или фразе произносятся ошибочно, а отдельно, повторяя за взрослым, – верно.

Перед постановкой проблемных звуков нужно добиться от ребенка умения их отличать на слух, улавливая отличия в неправильном произношении.

«Хоботок» – вытянуть вперед губы (сомкнутые зубы и губы). Держать 5 секунд.

«Лягушка» – улыбка напряжена с приоткрытым ртом, зубы сомкнуты, нижнюю челюсть выдвигать нельзя. Держать 5 секунд.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

«Лягушка-хоботок» – чередование первых двух упражнений.

«Окно» – на каждый счет то открывают, то держат рот закрытым.

«Лопатка» – улыбнуться с открытым ртом, на нижнюю губу (не наряжена) положить язык в широком положении. Держать 5 секунд.

«Иголка» – улыбнуться с открытым ртом, выставить остро язык вперед, стараясь не загибать его вверх.

«Лопатка-иголка» – чередование пятого и шестого упражнения.

«Часы» – улыбнуться с открытым ртом, высунутый язык движет то вправо, то влево, касаясь уголка рта.

«Качели» – улыбнуться с открытым ртом, кончиком языка упираться то в верхние, то в нижние зубы на каждый счет.

«Лошадь» – щелкать кончиком языка, имитировав цоканье копыт лошади.

Когда ребенок взрослеет, приходит понимание, что он отличается от сверстников. Нередко дети с дизартрией замыкаются в себе, предпочитают отмалчиваться. Родителям необходимо создать дома доброжелательную и доверительную атмосферу. Нужно дать понять ребенку, что он не хуже других. Близкие должны заниматься с ребенком, развивать его мелкую моторику, поддерживать его эмоционально.

На основании комплекса связанных между собой признаков, выделяют ряд стадийных форм дизартрии:

  • Атактическая дизартрия. Обычно возникает в результате инсультов или дегенеративных заболеваний. Развивается на фоне псевдобульбарного паралича, двустороннего мозгового инфаркта. У пациента могут быть классические симптомы, похожие на признаки опьянения: невнятная речь, внезапное увеличение громкости, общее отсутствие координации.
  • Вялая дизартрия. Развивается в результате инсультов, врожденных нарушений, БАС, церебрального паралича, опухолей, МНС или других травм головного мозга. Проявляется низким мышечным тонусом речевого аппарата, хриплой носовой речью. Другие признаки: опускающаяся челюсть, трудности с глотанием.
  • Гиперкинетическая дизартрия. Является следствием болезни Хантингтона или гиперкинетической формы ДЦП,

Расстройство вызывает тремор, дискинезию, атетоз и дистонию. Звучание голоса характеризуется как резкое, это часто происходит по причине спазма гортанных мышц.

  • Гипокинетическая дизартрия. Наблюдается при болезни Паркинсона, характеризуется хриплой тихой речью или снижением громкости голоса. Речь может быть монотонной, медленной, начало речи затруднено, в результате чего проявляется длительное неуместное молчание, которое смешивается с короткими порывами речи. Эта форма дизартрии часто сопровождается когнитивными нарушениями, иногда влияющими на ход лечения.
  • Смешанная. Эта форма дизартрии встречается у пациентов с рассеянным склерозом, тяжелой черепно-мозговой травмой. Пациенты могут говорить очень медленно и с большими усилиями. Артикуляция заметно нарушена, звучание голоса низкое, напряженное или задушенное. Наблюдается затрудненное глотание, слюноотделение.

Дизартрия у детей, как правило, врождённая, в то время как у взрослых часто имеет приобретённую форму.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Псевдобульбарная дизартрия имеет 3 степени тяжести, которые зависят от степени нарушения речевой и артикуляционной моторики:

  • Лёгкая. Дефекты происходят от недостаточной подвижности языка, губ. Основной дефект – это нарушенная фонетика речи. Умственное и физическое развитие в этом случае соответствует норме, слух не имеет дефектов. Акты жевания, глотания выражены неярко.
  • Средняя степень. На этой стадии нарушается движение лицевых мышц, ограничивается подвижность языка. Явно выражен тяжёлый дефект произношения, речь невнятная, что ограничивает общение и влияет на общее развитие.
  • Тяжёлая степень. Характеризуется глубоким мышечным поражением, бездеятельностью речевого аппарата. Отсутствие нормальной речи накладывает отпечаток на лицо: нижняя челюсть провисает, рот постоянно открыт. Акты жевания, глотания затруднены. Звуки воспринимаются неправильно из-за нарушенной моторики, поэтому речь отсутствует или воспроизводятся только отдельные нечленораздельные звуки. При тяжёлой степени нарушения речь понимают только близкие родственники.

В зависимости от степени тяжести дизартрия классифицируется по следующим основаниям.

Анартирия

Самая тяжелая стадии болезни, при которой у человека полностью отсутствует возможность разговаривать. Способность к воспроизведению звуков утрачена на 100 процентов.

Мышцы лица при этой стадии болезни обездвижены, присутствует эффект маски. Утрачиваются функции глотания и жевания.

Выраженная степень

Характеризуется наличием возможности говорить, но речь является непонятной, нечленораздельной, звуки сливаются и разобрать, что человек хочет сказать очень сложно. Присутствует патология дыхания и отсутствие интонационных нюансов.

Тяжелых патологий артикуляционного аппарата не выявляется, поражения характерны преимущественно для мышц языка. Поражение языка приводит к нарушению его двигательной функции. Выражается в неправильном темпе речи и отсутствию ее плавности. У ребенка не возникает патологий глотания и жевательного рефлекса или они выражены очень слабо.

Тяжело произносятся традиционно сложные звуки и свистящие; р-, ж-,ч-, ц-. Также не поддаются воспроизведению согласные, для которых необходимо прижимание языка к нему.

Наиболее распространенная стадия заболевания у детей. Причиной являются поражения нижних отделов головного мозга. Вторая степень дизартрии часто сочетается с потерей чувствительности лица, ребенок не может точно указать то место, которого касается врач.

Характерным признаком является амимичность лица, эмоции на нем у ребенка не отражаются. Больной не в состоянии выполнить такие действия, как надувание щек, движения губами, затруднено любое действие языком. Появляется нарушение функций глотания и жевания, голос становится явно назальным.

Речь у ребенка непонятная, тихая, темп замедлен. К трудностям в произношении шипящих согласных добавляется отсутствие четкости в проговаривании смежных гласных: -а и -у, -ы и -и. Звонкие гласные произносятся как глухие -с вместо -з, -п вместо -б и т.д.

Диагноз дизартрия у детей: что это такое

Дизартрия у детей может стать последствием родовой травмы, интоксикации во время беременности у матери, острой инфекции или сопровождать ДЦП.

Общие проявления у больных ребятишек заключаются не только в речевых проблемах, но также и нарушении моторики (крупной и мелкой), проблемах с жеванием и глотанием. Больным малышам сложно совершать простые движения – прыгать, рисовать, лепить. Заболевшим детям тяжело даются любые звуки и слоги, они не могут связать слова между собой, совершают ошибки в применении предлогов.

Лечение желательно проводить амбулаторно после постановки диагноза и наблюдаться у невролога, психиатра или логопеда.

При этом есть ряд упражнений, выполняя которые самостоятельно и на регулярной основе, родители могут ускорить выздоровление.

Массаж

Хорошие результаты дает массаж областей, отвечающих за речевые функции (губы, челюсти, подбородок). Массирование необходимо проводить ежедневно чистыми руками, по 20-30 минут.

Распространены следующие приемы массажа ребенка:

  • поглаживание;
  • надавливание на нёбо большим пальцем руки;
  • пощипывания;
  • легкие прикусывания щек с внутренней стороны;
  • массирование рта пациента.

Желательно поставить ребенка перед зеркалом, а взрослому расположиться у него за спиной. Родители могут представить всю процедуру в форме игры, а находясь перед зеркалом ребенок будет видеть все действия.

Родитель также поворачивает малыша лицом к зеркалу, а сам располагается у него за спиной. Взрослый начинает проговаривать отдельные звуки, слога или слова. Ребенок сначала внимательно следит за тем, что мама или папа делают в зеркале, а затем старается повторять движения.

Предлагаем ознакомиться  Лекарства при логоневрозе для детей

В игровой форме можно проводить специальные упражнения для рта и щек. Попросите ребенка на счет до десяти открыт рот, затем начиная счет обратно – закрыть его. Можно проделывать вместе упражнения по надуванию щек.

Тренировка губ

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Предложите малышу втянуть губы, как бы говоря букву «о» или «у» (трубочкой). В таком положении малыш должен порядка 25 секунд изображать звук поезда или имитировать надувание шарика.

Попросите ребенка изобразить как рычит собака, а затем улыбнуться и задержаться в таком положении на несколько секунд.

Для гимнастки языка выполняются следующие упражнения, по 20 секунд каждое:

  • попросите малыша дотянуться языком до носа;
  • пусть ребенок толкает языком попеременно правую и левую щеку;
  • дайте задание обвести языком верхний и нижний ряд зубов.

Можно дать ребенку в рот чистый носовой платок и пытаться аккуратно тянуть его на себя. Таким упражнением укрепляются челюсти больного.

Дизартрия – это заболевание, которое характеризуется расстройством речи: нарушены артикуляция, фонация, речевое дыхание, темп, ритм, интонация речи. Она становится невнятной и неразборчивой. Процент детей, у которых могут выявить эту болезнь, раньше равнялся 3-6, теперь это значение увеличивается.

Бульбарная

Данный вид расстройства речи выражается в атрофии или параличе мышц языка и глотки, также снижен мышечный тонус, слабая мимика. Звуки произносятся замедленно, невнятно, неразборчиво. Бульбарная дизартрия – это нарушения, выраженные при разных заболеваниях продолговатого тела мозга (опухоли, воспалительные процессы), следствием которых разрушаются ядра нервов.

Псевдобульбарная

Псевдобульбарная дизартрия у детей диагностируется чаще всего. Различают спастическую (спазматическая скованность мышц), паретическую (полная неподвижность мышц), и смешанную форму – спастико паретическую дизартрию. Причины этого заболевания могут быть разными:

  • родовая травма;
  • энцефалит;
  • интоксикация и многое другое.

Анартрия это в логопедии

Псевдобульбарная форма заболевания различается по степени: бывает легкой, средней и тяжелой. Характеристика псевдобульбарной дизартрии определяет расстройство речи как последствие нейродегенеративного нарушения, обычно еще в перинатальном периоде жизни малыша либо в раннем детстве.

Лечение псевдобульбарной дизартрии у детей требует огромного терпения от близких. В первую очередь нужно устранить причину пареза (спастических явлений лицевых мышц и языка). При раннем начале терапии возможно восстановление речевых функций, но оно редко бывает полным.

Подкорковая

Эта форма развивается вследствие поражения подкорковых узлов головного мозга. Симптоматика: медленная неразборчивая речь, непроизвольность мимики или неконтролируемое движение артикуляционных мышц, поэтому появляются спазмы мышц лица и вырываются выкрики из гортани. Также может быть изменен темп и тембр речи, нарушена интонация.

Мозжечковая

Данный вид встречается нечасто. Для речи при мозжечковой дизартрии характерны колебания громкости, выкрикивание слов и отдельных звуков, неуверенная, неловкая походка, нарушение равновесия.

Корковая

Логопедия классифицирует дизартрию еще по показателю ясности речи и выделяет следующие формы заболевания:

  1. Нарушения в речи не могут быть замеченными окружающими, их может выявить только специалист. Данную форму заболевания по-другому еще называют стертой или дизартрическим компонентом.
  2. Окружающие уже замечают отклонения в речи, но она понятна.
  3. Четко заметна дефектность речи, только близкие понимают ее.
  4. Речь неясна или вовсе ее нет.

Для корковой дизартрии характерно нарушение артикуляции. Если слоги правильно произносятся, воспроизведение их затруднено. Расстройства в умении читать и писать нет.

Симптомы

Дизартрия это расстройство речи которое выражается в затрудненном движении артикулярного аппарата. Характерны признаки, которые заметны еще в раннем возрасте. Малыш позже сверстников держит голову (около 5-7 месяцев), навыки сидеть, ползать приобретаются в 8-11 месяцев. Первые навыки ходьбы появляются после 1,5 лет. Во младенчестве слабый сосательный рефлекс ведет к быстрой утомляемости. Захват соска неправильный из-за слабости артикуляционных мышц.

Малыш позже установленной нормы начинает произносить звуки, слова (они однообразны, артикуляция слабая, невыраженная). Нет реакции на действия родителей (отсутствие улыбки, гуления, двигательной активности рук и ног, проявления чувства радости). Из более поздних симптомов дизартрии можно выделить следующие:

  1. Нечленораздельная речь.
  2. Нарушение ритма речи, дыхания, поэтому произносятся слова с разной интонацией и громкостью.
  3. Гнусавость.
  4. Слова произносятся по слогам, некоторые слоги проглатываются.

Повышенный тонус мышц речевого аппарата, в результате чего говорящий быстро устает. Или возникает гипотензия (вялые язык, губы, щеки, повышенное слюноотделение). В дальнейшем такие отклонения в неврологии проявляются в слишком сильном или слабом захвате, действия нескоординированные. Отмечаются нарушения в области зрительного и пространственного восприятия (неправильно определяется форма, размер предметов, их расположение).

Анартрия это в логопедии

Устные задания, физические упражнения, танцевальные, подражательные движения выполняются трудно, лепка из пластилина или глины тоже не удается. Неполноценно сформированы графо-моторные навыки (не получается правильно держать пишущий предмет, провести прямую, нарисовать фигуру).

Вторично при дизартрии нарушаются следующие компоненты речи: фонематика и фонетика, лексика, грамматика. Повышенный тонус лицевых мышц и речевого аппарата приводит к слабой артикуляции, появляются произвольные движения (тремор, миоклония). Отмечается небогатый словарный запас, амимичность, иногда встречается и отсутствие эмоций.

Дети с дизартрией не могут самостоятельно преодолеть возникшие трудности при произнесении звуков. Чтобы подобрать верную методику лечения, необходимо правильно диагностировать заболевание, возможные симптомы с проблемами произношения звуков связаны с другим расстройством.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

По внешним проявлениям дизартрия может быть похожа на алалию. Но причины речевых расстройств различные. Если при алалии подвижность артикуляционных мышц не задета, то у детей с дизартрией наоборот, в первую очередь страдает речевой аппарат.

Дизартрия стертая это последствие поражения головного мозга. Произношение слабо нарушено, речевая патология заметна близким ребенка далеко не сразу. Выделяется следующая симптоматика при стертой форме дизартрии:

  1. Плохое произношение звуков в слове и фразе.
  2. Речь невнятна, невыразительна, размыта, смазана.
  3. Звуки заменяются и искажены.
  4. Нет навыков самообслуживания.
  5. Нарушена крупная моторика.
  6. Рот всегда открыт, так как мышцы челюсть вялые.

Если у родителей есть предположение о наличии такого заболевания, необходимо проконсультироваться у невропатолога. Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста хорошо поддается коррекции.

Мелкая моторика — точные, скоординированные движения кистями и ступнями, пальцами. Существует прямая взаимосвязь между развитием мелкой моторики и становлением речи, психического восприятия. У детей с дизартрией общая и мелкая моторика тела скована, тонкие действия даются с большим трудом.

Причина кроется в недостаточности двигательного отдела мозга, первые признаки которой дают о себе знать с младенчества. В раннем возрасте малыш не проявляет интерес к игрушкам над колыбелью, к предметам в руках у родителей. Этот интерес необходим для перехода к общению на основе совместных действий, для развития жестовой формы общения.

В последующий период развития индикатором дизартрии служит отсутствие предметных действий. Для дизартрии характерно отставание от сверстников в хватании, восприятии предметов. Пинцетный захват пальцами не появляется или дается с большим трудом. Манипуляции с игрушками неадекватны, либо характерны для нормально развивающихся детей более младшего возраста.

Неадекватные действия с предметами, неумение соотнести формы и размеры – явный индикатор диагноза дизартрия. Последовательность действий малыша не познавательна: большой мячик он пытается протолкнуть через маленькое отверстие, не понимает, как нанизывать кольца на пирамиду, в игрушку-сортер пытается поместить неподходящие фигурки.

Через сформированность движений пальцев стимулируется развитие речи детей. Общая моторика тела может быть в норме, но, если развитие тонких и точных движений пальцев рук отстает, речевое развитие чаще всего задерживается. Легче всего поддается коррекции отставание развития мелкой моторики при стертой форме дизартрии. Минимальные дизартрические расстройства очень распространены в практике логопедов и дефектологов.

Страдающих дизартрией детей часто называют неуклюжими – они не могут четко выполнять двигательные упражнения, стоять или прыгать на одной ноге. Развитие мелкой моторики должно проводиться задолго до школьного возраста, чтобы решить следующие задачи:

  • занятия благоприятно сказываются на общем интеллектуальном развитии малыша;
  • некоторые проблемы школьного обучения можно избежать, развивая навыки письма, изобразительные действия.

Сначала занятия носят пассивный характер – в младенческом периоде жизни кисти рук осторожно поглаживаются, пальчики массируются, сгибаются и разгибаются, соприкасаются друг с другом. По мере роста ребенка упражнения усложняются.

Начиная с первого года жизни показаны простейшие занятия логопедической ритмикой. В более позднем возрасте логоритмические упражнения усложняются. С 2-3 лет постепенно развивается ручная умелость, пальчиковая гимнастика выполняется от простых к более сложным движениям:

  1. Пальчики сжимаются в кулачок. Выполняются круговые движения от запястья по 5 раз попеременно в обе стороны.
  2. Пальчики с силой сжимаются в кулак и разжимаются 5 раз.
  3. Раскрываются ладони, пальчики выпрямляются. Большие пальчики отводятся в стороны, выполняют круговые движения по 5 раз влево и вправо.
  4. По пять раз сгибаются и разгибаются первые две фаланги пальцев.
  5. Выпрямить пальчики, одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги. 5 — 6 раз.
  6. Сгибается и разгибается каждый палец по отдельности, остальные пальчики должны быть сжаты в кулак. Ребенок сидит, уперевшись локтями в стол. Начинать с малого количества повторений, довести постепенно до 15 раз.
  7. По завершению гимнастики расслабить кисти рук, помахать ими и несколько раз энергично встряхнуть.

Помимо специальной пальчиковой гимнастики простор возможных видов занятий неограничен, это и прополка грядок на огороде, и сбор ягод, перебирание крупы, чистка и нарезка овощей (не требующая острого ножа!). Важно привлекать ребенка к любой доступной для него деятельности. Систематическое разнообразие позволит набрать силу рук и улучшит дифференцированность движений.

Дизартрия (в логопедии это, прежде всего, нацеленность на улучшение речи) имеет ряд признаков, которые различаются в зависимости от первопричины и типа расстройства:

  • Невнятная речь.
  • Медленная речь.
  • Неспособность повышать голос или говорить громче шепота.
  • Быстрая, труднопонимаемая речь.
  • Носовой, скрипучий или напряженный голос.
  • Неравномерный или ненормальный ритм речи.
  • Неравномерный объем речи.
  • Монотонная речь.
  • Тугоподвижность языка и лицевых мышц.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Риск развития дизартрии повышается при наличии симптомов:

  • высокой вероятности развития инсульта;
  • дегенеративного заболевания головного мозга;
  • нервно-мышечного расстройства;
  • злоупотребления алкоголем или наркотиками.

Причины появления

Мышцы, используемые в процессе произношения звуков, контролируются мозгом и нервной системой. Развитие дизартрии связано с нарушениями, происходящими в одной из этих областей.

Виды нарушений, происходящих в ЦНС, мозге, которые влияют на развитие дизартрии:

  • инсульт;
  • внутричерепная опухоль;
  • черепно-мозговые травмы;
  • церебральный паралич;
  • паралич Белла;
  • рассеянный склероз;
  • мышечная дистрофия;
  • боковой амиотрофический склероз;
  • синдром Гийена-Барре;
  • болезнь Хантингтона;
  • миастения;
  • болезнь Паркинсона;
  • Болезнь Вильсона;
  • травма языка;
  • инфекционные воспаления горла;
  • наркотики или транквилизаторы, которые повлияли на центральную нервную систему.
Предлагаем ознакомиться  Писк в голове и ушах: причины и лечение

Приобретённые повреждения, вызвавшие дизартрию:

  • повреждения головного мозга в период родов, например, при церебральном параличе;
  • операция на голове, шее, языке, голосовых связках;
  • травма лица или рта.

Структуры мозга и ЦНС, влияющие на появление расстройства:

  • Мозговые полушария, контролирующие движения мышц.
  • Мозжечок, координирующий движения тела.
  • Базальные ганглии. Структуры нервных клеток помогают координировать и сглаживать движения.
  • Ствол мозга. Контролирует мышцы, которые используются при дыхании, и те, что помогают издавать звуки.
  • Нервные волокна. Эти структуры соединяют внешний слой головного мозга, кору, со стволом головного мозга. Эти нервные волокна передают информацию, необходимую для контроля и координации мышц, используемых для выработки речи, включая мышцы губ, языка, неба и голосовых связок.
  • Нервно — мышечное соединение. Это нервы, которые соединяются с мышцами в нервно-мышечном соединении.

В подавляющем большинстве случаев дизартрия является болезнью, сопутствующей детскому церебральному параличу и основана на органическом поражении центральной нервной системы. Нарушение происходит еще во внутриутробном периоде жизни плода или является следствием родовой травмы.

Приобретенная патология в раннем детском возрасте обусловлена перенесенными острыми инфекционными заболеваниями, такими как: энцефалит, острый гнойный отит, менингит, тяжелая травма головы.

У взрослого человека стойкое нарушение речи возникает после инсульта или черепно-мозговой травмы, а также может быть вызвано наличием опухолей в головном мозге, развивающимися болезнью Паркинсона или рассеянным склерозом.

Для успешной коррекции речевых расстройств необходимо придерживаться следующих принципов:

  • Системный принцип сочетания различных методов.
  • Регулярность проведения занятий.
  • Начало восстановления речевых функций незамедлительно после их диагностики.
  • Восстановление всех составляющих речи одновременно (связанность, артикуляция, правильная грамматика).
  • Коррекция психического состояния человека в целом.
  • Формирование стимулов к проведению лечения, индивидуальность занятий.

Своевременность коррекции особенно важна в случаях развития дизартрии после инсультов и черепно-мозговых травм и врожденных аномалиях речи при ДЦП. Очень важна целенаправленность и последовательность прилагаемых усилий, ведь лечение может продлиться в течение нескольких лет.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Главными методами устранения речевой дизартрии являются:

  • устранение голосовых нарушений;
  • постановка правильного речевого дыхания;
  • формирования фонематического приятия;
  • развитие мимической моторики и артикуляции;
  • правильная постановка звуков;
  • развитие моторики рук.

На подготовительном этапе коррекции происходит устранение вторичных проявлений болезни, препятствующих произношению звуков: повышенного слюноотделения и атрофии мышц.

Следующим шагом становится верная постановка отдельных звуков, слогов и слов. На заключительной стадии основной задачей является вовлечение больного в продуктивное общение.

Мышцы оральной области тренируются простыми навыками жевания, которые у больных вследствие инсульта (а также при других нарушениях нервной системы) могут быть утрачены. Человека попросту учат жевать заново, то одной, то другой стороной рта.

В случае присутствия у ребенка, старшей возрастной группы, сосательных движений, врач может механически им препятствовать, например, зафиксировав язык рукой в перчатке или шпателем. В целях устранения слюнотечения ребенка учат сглатывать слюну.

Научить человека разговаривать заново или просто говорить правильно, очень тяжелая задача, по-сути, у больного должен быть выработан новый условный рефлекс. В коррекции заболевания недостаточно использовать методы подражания звукам, произносимым врачом.

Логопеды чаще прибегают к механическому воздействию на речевой аппарат, используя руки или специальные приспособления (шпателя, ложки) для придания органам нужной постановки (позы).

Помимо механического воздействия происходит изменение произносительной составляющей речи больного (ударение, темп, интонация, ритм), которая заключается в следующем:

  • соотношение самой речи с другими составляющими психики личности пациента;
  • развитие произносительной части речи включает в себя много различных компонентов: моторику, произношение, артикуляцию;
  • коррекции подлежат не только сами дефекты, воздействие оказывается на причины, их вызвавшие.

В лечении дизартрии используются все виды логопедических массажей, которые можно выполнять и в домашних условиях.

  1. отличия в повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациях;

  2. развитие понятия выразительности речи посредством интонаций.

Фонетическая составляющая речи корректируется посредством назначения лекарственных средств, стабилизирующих работу нейронов мозга. Одновременно назначаются лечебный массаж, иглоукалывание и физиолечение.

Использование медикаментозного лечения (ноотропы) применяется для активации мозговой деятельности, а именно:

  • повышения способности к обучению;
  • развитию когнитивных (познавательных) навыков;
  • улучшению способности к запоминанию;
  • активизации умственной деятельности.

Широко применяются такие препараты как ноотропил, фенибут и кортексин. Для нормализации мозгового кровообращения и устранению кислородного голодания прописывается цинназирин. Хорошо проявили себя в лечении заболевания пирацетам и финлепсин. В качестве вспомогательной терапии пациентам выписывается Магний В6.

Чаще всего дизартрию диагностируют у детей с ДЦП (60-85%). В основе заболевания лежат те же причины: поражение ЦНС в утробе матери, во время родов или в ранний период жизни (до 2-х лет). Чтобы понять, что такое дизартрия, нужно изучить частые околородовые факторы, указывающие на заболевание:

  • токсикоз;
  • кислородное голодание плода;
  • несовместимость резус-фактора матери и плода;
  • хронические соматические заболевания беременной женщины;
  • осложнение и травмы в послеродовом периоде;
  • ядерная форма желтухи у новорожденного;
  • роды ранее 35 акушерской недели.

Уровень проявления заболевания зависит от тяжести двигательных реакций при ДЦП. В возрасте до 2-х лет может возникнуть дизартрия после перенесения других заболеваний.

Это менингит, гнойный отит среднего уха, гидроцефалия, черепно-мозговая травма, тяжелая форма обезвоживания организма. Возникнуть дизартрия может и у взрослых после инсульта, травмы головы, операции в области нейрохирургии, встречается при рассеянном склерозе, болезни Паркинсона, церебральным атеросклерозом.

Диагностика

Дизартрия выявляется на основании симптомов, физического обследования, тестов, диагностических исследований. При наличии расстройства, не сопровождающегося внутренними заболеваниями, врач направляет пациента к невропатологу, логопеду.

Дизартрия в логопедии. Что это такое у взрослых, детей, виды, как лечить, причины

Специалисты используют тесты для оценки степени тяжести дизартрии. При этом оценивается подвижность мышц языка, губ, лица, аспекты звукового качества и дыхания.

Исследование Для чего проводится Стоимость
Нарушение ротоглоточной дисфагии Исследование глотательной функции От 1 тыс. руб.
Электромиография Исследование нервной проводимости для измерения силы и скорости, с которой нервы посылают электрические сигналы. Он 600 руб.
Исследование состава спинномозговой жидкости с помощью люмбальной пункции Проводится для проверки на наличие инфекций, расстройств центральной нервной системы или рака мозга. От 3 тыс. руб.
Нейропсихологические тесты Проводятся для измерения когнитивных навыков, способности понимать речь, чтение и письмо. От 1 иыс.500 руб. за каждый тест
МРТ Для получения детального изображения:

головного мозга

От 2 тыс. руб.
шеи От 1 тыс. руб.
КТ головного мозга От 900 руб.
Шеи. От 900 руб.
Электроэнцефалограмма Для получения детального изображения мозга, головы и шеи для измерения электрической активности мозга. От 3090 руб.
Дизартрия в логопедии. Что это такое у взрослых, детей, виды, как лечить, причины
МРТ головы. Что показывает в норме

Логопед при встрече попросит сделать несколько простых упражнений, понаблюдает за человеком, выполняющим задания. Это поможет практикующему врачу оценить силу и движение мышц, участвующих в речи, обнаружить проблемы, такие как одышка, качество речи.

Нейропсихологом или логопедом проводятся стандартизированные нейропсихологические тесты, которые помогают врачам спланировать лечение и определить вероятность выздоровления.

Внимательные родители могут заметить симптомы дизартрии у ребенка в первый год жизни. Дети в грудном возрасте дают понять своим родным что их что-то беспокоит, чего они хотят с помощью громкого и звонкого крика.

Если этого нет или крик глухой и слабый, можно предположить недостаточное развитие нервно-мышечной системы артикуляционного аппарата. Также маму должны насторожить: слабый сосательный рефлекс и неправильный захват груди, трудности при глотании жидкости (постоянно вытекает молоко изо рта и носа во время кормления).

Дети с тяжелым анамнезом фетального, перинатального и родового периода наблюдаются у невролога в течение первого года жизни. Если отсутствуют выраженные отклонения в физическом и интеллектуальном развитии, то с учета ребенка могут снять, контроль и ответственность за жизнь, здоровье и развитие малыша лежит на родителях.

Во время постепенного развития навыка речи проблемы могут проявиться, поэтому следует обратиться к логопеду, который может отправить на дополнительную консультацию невропатолога, он и определит причину отклонения, но диагноз еще поставить не может. Возможно многие патологии скорректируются к 4-5 годам с помощью компенсаторных функций головного мозга.

Если восстановление артикуляции не произошло, выявлены дополнительные отклонения в речи и моторике, которые не дают возможность нормальному обучению в общеобразовательном учреждении, врач ставит диагноз «дизартрия» и дает рекомендации по лечению. Специалист занимается с ребенком, корректируя его речь. Родители и дефектолог помогают малышу выработать недостающие навыки с помощью логопедического массажа при дизартрии.

Профилактика и прогноз дизартрии

Для исключения врожденной дизартрии необходимо внимательно относится к себе в период вынашивания плода – своевременно проходить обследования, прекратить употребление сигарет и спиртного, соблюдать гигиену интимных отношений.

Ребенка с первых дней нужно оберегать от влияния травмоопасных ситуаций или воздействия вирусов любой этиологии.

Прогноз при дизартрии зависит от двух факторов:

  • стадии (тяжести) болезни;
  • начала ее лечения и выявления.

Благоприятный прогноз наблюдается в основном при стертой разновидности заболевания, когда нет тяжелых поражений органической нервной системы. Стертая дизартрия хорошо поддается коррекции при регулярных занятиях с врачом-логопедом.

Дизартрия в логопедии. Что это такое у взрослых, детей, виды, как лечить, причины

Бульбарная форма болезни в большинстве случаев остается на всю жизнь, поскольку вызвана поражением мозгового кровообращения или участков головного мозга, отвечающих за речевые функции. Излечение возможно и в этих случаях, при регулярных занятиях и неукоснительном соблюдении врачебных назначений. Но, гарантий выздоровления нет.

Чем раньше начато лечение и если на более ранней стадии начата борьба с болезнью, тем больше шансов на успех. Если на первой стадии дизартрии добиться выздоровления удается в большинстве случаев, то в случае позднего начала лечения, прогноз практически всегда не благоприятный.

Дизартрия (в логопедии – это часто встречающееся нарушение) может быть вызвана многочисленными заболеваниями, поэтому ее трудно предотвратить, но можно снизить риск развития.

Следует придерживаться здорового образа жизни, особенно для предотвращения риска развития инсульта, после которого часто появляется дизартрия:

  • Регулярно заниматься спортом.
  • Держать вес на здоровом уровне.
  • Увеличить количество фруктов и овощей в рационе.
  • Ограничить уровень холестерина, насыщенных жиров и соли в рационе.
  • Снизить потребление алкоголя.
  • Избегать активного и пассивного курения.
  • Не использовать самостоятельно лекарства, которые не прописаны врачом.
  • Если диагностировано высокое кровяное давление, принимать меры для его контроля.
  • При диабете следовать рекомендациям врача.
  • При наличии обструктивного апноэ во сне обратиться за помощью к врачу.
Предлагаем ознакомиться  Вольтарен Эмульгель цена в Симферополе от 232 руб., купить Вольтарен Эмульгель, отзывы и инструкция по применению

Советы для членов семьи, в которой имеется пациент с дизартрией:

  • Человеку с дизартрией следует давать больше времени на то, чтобы он высказал свою мысль.
  • Не заканчивать за него предложения и не исправлять ошибки.
  • Следует смотреть собеседнику в лицо, когда он говорит.
  • Убирать отвлекающие факторы и фоновые шумы при разговоре
  • Если возникают проблемы с пониманием его речи, следует сказать об этом человеку, чтобы он повторил.
  • Держать под рукой бумагу, карандаш или ручку для написания слов, которые трудно понять или собеседнику трудно произнести.
  • Помогать человеку с дизартрией в создании книги слов, картинок и фотографий, которые в дальнейшем можно использовать при беседе.
  • Как можно чаще вовлекать его в разговоры.

Общаться следует нормально, потому что многие люди с дизартрией понимают других без труда. Нет необходимости при разговоре с человеком, страдающим дизартрией, замедлять речь или говорить громко.

Если у ребенка первая степень заболевания, то при выполнении всех рекомендаций можно нормализовать речь, и ребенок может учиться в общеобразовательной школе и общаться со ровесниками.

При тяжелой форме дизартрии этого результата сложно достичь. Но можно добиться значительной коррекции дефектов речи. Здесь и комплекс лечения намного больше, а ребенок должен суметь адаптироваться в специализированном учреждении, которые связаны и идут друг за другом: логопедический детский сад, коррекционная школа.

Профилактика заболевания зависит от действий во время беременности и после родов. Нужно ограждать ребенка от возможных черепно-мозговых травм, нейроинфекций, исключить риск от токсического воздействия.

Дизартрия в логопедии. Что это такое у взрослых, детей, виды, как лечить, причины

Дизартрию можно корректировать. Чем раньше диагностировали заболевание и начали лечение, тем больше шансов на успех. Основное значение в достижении успеха имеет окружение больного, вклад родителей и его личная работа в процессе терапии.

Классификация дизартрии

Форма этого заболевания зависит от локализации поражений нервной системы. Неврологи разработали разные типы и формы классификации, в которой различают шесть форм:

  • Вялая дизартрия. Этот тип обусловлен периферическим парезом, может быть паралич артикуляционных мышц. Это происходит при нарушении работы языкоглоточного, подъязычного, блуждающего нервов и их ядер. Часто наблюдается затруднённое глотание.
  • Спастическая. Данная форма происходит по причине двустороннего центрального пареза, а также параличом мышц.
  • Односторонняя верхнемотонейронная. Просчиходит по схожим причинам.
  • Атактическая. Проявляется при поражениях мозжечка либо проводящих путей этой части головного мозга. При этом типе дизартрии наблюдается растянутая речь, нарушенная модуляция. Во время разговора, дети с таким диагнозом, могут менять громкость речи без видимых на то причин.
  • Гиперкинетическая. Одна из разновидностей экстрапирамидной дизартрии. Она возникает при нарушениях в подкорковых узлах и существующих здесь нервных связей. В данном случае, речь ребенка невнятная, нарушена интонация, мелодичность, темп речи.
  • Гипокинетическая. Это один из видов экстрапирамидной дизартрии. Ее причинами являются поражения в подкорковых узлов. Зачастую это наблюдается при паркинсонизме и характерна медленной речью без выражения.
  • Смешанная. Такой тип случается после травмирования ЦНС, многоочаговости ее поражений.

Методы лечения

Выраженная степень

Дизартрия – расстройство зависимое, оно развивается под воздействием нарушений, происходящих в ЦНС. Лечение назначается комплексное, с учётом всех побочных симптомов.

В зависимости от степени дизартрии применяются методы:

  • медикаментозные;
  • логопедической коррекции;
  • физиолечения.

Если дизартрия вызвана опухолью или поражением головного, спинного мозга, врач порекомендует операцию.

Логопед поможет улучшить коммуникативные способности, разрабатывая индивидуальный план, который включает общие цели лечения в речевой и языковой терапии:

  • развитие правильного темпа речи:
  • укрепление мышц;
  • увеличение движения рта, языка и губ;
  • улучшение артикуляции для выработки чёткости речи;
  • обучение стратегии семьи для лучшего общения с человеком, страдающим дизартрией;
  • изучение альтернативных методов общения (например, простые жесты, алфавитные доски или электронное, или компьютерное оборудование).

При тяжёлой форме дизартрии терапевты рекомендуют использовать доску для букв, картинок или компьютерное устройство с клавиатурой и дисплеем для сообщений. При дизартрии врачебная цель состоит не в том, чтобы восстановить поврежденную часть мозга, а в том, чтобы найти компенсаторные способы общения.

Вот несколько способов, как это можно осуществить:

  • Обучение пациента говорить медленнее, чтобы мозг привык к определенной скорости общения.
  • Научить пациента выбирать альтернативные слова и развивать односложную речь.
  • Поощрять пациента к написанию выражений, когда они не поняты окружающим.
  • Создание персонализированных коммуникационных сигналов для пациента и его родственников.

Врачами назначаются препараты, которые убирают симптоматику основного заболевания, облегчают общее состояние человека. Медикаментозная терапия назначается врачом психоневрологом для улучшения питания тканей нервной системы.

Дизартрия в логопедии. Что это такое у взрослых, детей, виды, как лечить, причины
Ноотропил — лекарство для памяти и внимания. Пирацетам — это полный аналог который можно купить без рецепта
Группа препаратов Наименование Показания Стоимость
Препараты, питающие мозг Ноотропил Психоорганический синдром, расстройство поведения, дислексия.  200 руб.
Фенибут Тревожно-психические, навязчивые состояния, неврозы.  100 руб.
Пирацетам Симптоматическое лечение психоорганического синдрома, дислексия.  50 руб.
Для снятия гипертонуса Персен Повышенная возбудимость, бессонница, раздражительность.  250 руб.
Тенотен Психосоматичские заболевания, невротические, поражения ЦНС.  400 руб.

Для поддержания общего самочувствия, в качестве дополнительного источника магния, назначаются витаминные препараты группы В. Магний В6 снимает мышечные боли, устраняет нарушения функций нервной системы, восстанавливает сон.

Народные методы

Дизартрия в логопедии – это расстройство, при котором должны объединиться усилия врача, родственников и больного для исправления и восстановления речи.

Для любого, кто перенес инсульт, травму головы или другое заболевание, которое повлияло на речь, путь к выздоровлению является долгим и трудным. Реабилитация может начинаться в условиях больницы и перейти на амбулаторную и домашнюю форму восстановления речи.

Ниже приведены несколько простых упражнений для укрепления и развития мышц, которые можно выполнять дома.

Проводится комплекс артикуляционных и голосовых упражнений, состоящих из:

  • покашливания;
  • проговаривания гласных звуков;
  • имитации полоскания горла;
  • имитации глотания.

Комплекс упражнений, направленных на стимуляцию подвижности мягкого нёба, мышц задней и боковых стенок глотки:

  • позёвывание с одновременным произношением гласных звуков;
  • покашливание с выдохом и произношением гласных;
  • имитация полоскания горла;
  • произнесение звукосочетаний «ммь…ммь…ммь» единым импульсом.

Упражнения должны чередоваться с массажем, расслабляющим лицевую мускулатуру:

  • поглаживание от середины лба к вискам;
  • поглаживание бровей, от переносицы до волос;
  • лёгкое разглаживание линии лба, проходящее вниз до подбородка и шеи;
  • лёгкие пощипывания края нижней челюсти.

Упражнения для подвижности губ:

  • собирание губ в трубочку;
  • растягивание в улыбку;
  • опускание нижней губы;
  • выдвижение верхней губы вверх.

Упражнения для языка:

  • вытягивание назад;
  • выведение изо рта вперед;
  • поднимание к верхней губе;
  • опускание к нижней;
  • плавные движения в стороны.

Уже после нескольких сеансов мышцы, мускулатура начинают разглаживаться, становятся мягкими, податливыми.

Прочие методы

Дизартрия в логопедии. Что это такое у взрослых, детей, виды, как лечить, причины

Важную роль при восстановлении речи играют дополнительные методы терапии:

  • Логопедический массаж. Специальные упражнения, разглаживающие, разминающие мышцы, способствуют восстановлению лицевых нервов, поднимают их тонус и устраняют вялость. Массаж может проводиться с помощью специальных дизартрических зондов, которые оказывают точечное воздействие на биологически активные точки шейно-воротниковой и лицевой зоны.
  • Дыхательная гимнастика. В этом случае используются методики, способствующие формированию правильного дыхания у детей с псевдобульбарной дизартрией.

Психолого-педагогическая характеристика

Распознать дизартрию можно по мимике, дыханию, рефлекторным движениям языка, его формы и положения, умению удержать артикуляционную позу, звукопроизношению, есть ли произвольное движение губ и языка. Если нарушена двигательная функция мышц лица, то нет правильной артикуляции.

Дети, которые не могут правильно произносить звуки, часто их смешивают, заменяют и пропускают их. Звуки «д», «т», «л», «н», «с» произносятся не по правилам – между зубов, согласные звуки – смягчаются, «р», свистящие и шипящие – боковой частью языка. Это получается из-за того, что средняя часть языка напряжена.

Упрощение артикуляции характеризуется заменой щелевых звуков на взрывные, звонких – на глухие, шипящих на свистящие, твердых на мягких.

Возможные осложнения

Осложнения, возникающие при расстройстве, носят коммуникативный характер:

  • Социальные трудности. Проблемы со связью могут повлиять на отношения с семьей и друзьями и усложнить социальные ситуации.
  • Депрессия. У некоторых людей дизартрия может привести к социальной изоляции и депрессии.

Некоторые симптомы, вызвавшие расстройство речи, остаются стабильными, в то время как другие могут ухудшаться со временем, что будет усугублять речевую ситуацию.

Нет никаких гарантий, что речевая и языковая терапия могут улучшить речь человека с дизартрией. Будет ли лечение успешным, это зависит от степени и места повреждения или дисфункции головного мозга, личных обстоятельств человека, правильных логопедических занятий, совместных усилий врача и родственников.

Обследование пациентов с дизартрией

Постановка диагноза осуществляется на основании данных тщательного обследования. Необходимо исключить у человека такие заболевания как дислалия (нарушение звукопроизношения без патологии слуха) или афазии (приобретенное нарушение речи, которая уже сформирована).

Признаки псевдобульбарной дизартрии можно установить на первом этапе появления младенца на свет: крик такого ребенка мало выражен или отсутствует в момент рождения. Ребенок не обладает сосательными рефлексом, голос плохо модулирован и содержит признаки носового.

Дизартрия в логопедии. Что это такое у взрослых, детей, виды, как лечить, причины

Дальнейшее развитие ребенка подтверждает предполагаемый диагноз: он отказывается брать грудь или начинает захлебываться. Питание таких ребятишек часто проводится искусственно –через зонд. По мере взросления также наблюдается нарушения в речевом развитии: звуки у малыша тихие и однотонные, появляются гораздо позднее, чем у сверстников.

Основные симптомы для постановки точного диагноза являются:

  • отсутствие надлежащей артикуляции (дрожание языка, его загибание вверх и т.п.);
  • медленная артикуляция;
  • проявления синкенезии – появление тремора других частей тела, например, рук при движении языком;
  • просодические расстройства речи – ее замедленность, невнятность, однотонность, проседание звуков, отсутствие модуляций;
  • устойчивые нарушения произношения.

Для подтверждения дизартрии проводятся функциональные пробы. Врач просит человека высунуть язык и удерживать его вне рта на середине в течение определенного времени. Одномоментно пациенту предлагается проследить за передвигаемым из стороны в сторону предметом. У больного человека язык будет двигаться вместе с глазным яблоком.

Особое внимание в диагностике должно быть уделено артикуляции в состояния покоя и при движениях мимики.

Дизартрия – это то заболевание, прогноз которого зависит от своевременности диагностики и начала лечения.

Что должно насторожить родителей и подвигнуть привести ребенка к специалисту?

  • у ребенка наблюдается выпадение языка изо рта;
  • постоянное ощущение заложенности носа при разговоре;
  • речь медленная или сбивчивая;
  • при разговоре у ребенка перехватывает дыхание;
  • без причин появляется повышенное слюнотечение;
  • наблюдаются резкие изменения голоса – он становится слишком писклявым.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Это объективные признаки, которые нельзя списать на формирование речи у ребенка, поход к врачу обязателен.

,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector
//удаляем вывод миниатюры при открытии полной записи start function wph_remove_thumbnail_single($html, $post_id, $post_image_id) { if ( !is_single() ) { return $html; } else { return ''; } } add_filter('post_thumbnail_html', 'wph_remove_thumbnail_single', 10, 3); //удаляем вывод миниатюры при открытии полной записи end