Дио лечение
Назад

Буллинг что означает

Опубликовано: 23.04.2020
Время на чтение: 14 мин
0
3

Возможные причины

Причины буллинга можно разделить на несколько категорий:

  • Психологические. Любые комплексы и страхи, требующие самоутверждения за чужой счет. Например, желание быстро занять место лидера в коллективе.
  • Социальные. Поощрение обществом агрессивного поведения, его пропаганда в СМИ и интернете. Или внутрисемейные проблемы – недостаток внимания и любви, тоталитарное воспитание.

Кроме того, проблема буллинга в школах может иметь педагогические причины. Если учителя используют для подстегивания детей к учебе насмешки и колкости, травля в классе становится чем-то само собой разумеющимся.

Бесследно любые виды буллинга в школе не проходят ни для кого. На каждую из сторон они наносят свой отпечаток.

Участники травли Последствия
Жертва Не в силах дать отпор, она постепенно все больше страдает от происходящего. Психологические и физические травмы, полученные ею в ходе насилия, могут привести к непоправимым изменениям в поведении и попыткам суицида.
Агрессор Подпитывая ложное ощущение своей важности и всесильности, со временем претерпевает серьезные изменения личности. В будущем они также могут привести к проблемам с законом и психикой, построением здоровых отношений с окружающим миром.
Наблюдатели Пассивные свидетели и соучастники агрессора, переживая вину и стыд за то, что не остановили происходящее, получают на выходе тревожное расстройство. Со временем оно может повлечь за собой депрессию и иные патологические состояния.

С развитием ситуации или ее повторением разрушающая сила происходящего (особенно психологического буллинга) усиливается. Впоследствии у всех участников конфликта возможно развитие серьезных психосоматических заболеваний.

О причинах преследования одних членов общества другими можно рассуждать долго. Тем не менее, чаще всего имеют место два мотива: желание лидера самоутвердиться и личная неприязнь к тому, кого назначают жертвой. Абсолютно «естественным» образом в коллективе устанавливается строгая иерархия, в которой принадлежность к наиболее высоким ступеням доказывается с помощью преследования наиболее слабых членов.

Всё это имеет истоки в животном мире: буллинг с лёгкостью можно наблюдать у большинства так называемых общественных животных, к которым относятся волки, львы, гиены, ряд видов грызунов и, конечно же, приматы. У высших обезьян можно наблюдать очень сложные отношения в стаях, сильно напоминающие взаимоотношения людей в социальных группах.

Зачастую травля соплеменников у общественных животных имеет жизненно важный смысл – например, борьба за право быть единственной в стае самкой-маткой. Так это происходит у голых землекопов – небольших африканских грызунов, ведущих подземный образ жизни; самая сильная самка в стае землекопов пугает остальных самок, и у тех вырабатываются гормоны страха, блокирующие способность к размножению.

В человеческом обществе физиологические предпосылки травли утратили своё значение, однако нередко «животная» функция, заложенная в подсознании, активизируется, и тогда индивид в целях доминирования прибегает к этой жестокой процедуре.

Обычно буллерами становятся дети из властных семей, где считается нормальным применение грубой силы для установления авторитета. Среди агрессоров много тех, кто воспитывался матерью-одиночкой, особенно, если она потеряла смысл жизни, видит мир в черных тонах.

Чаще буллеры – люди, склонные к нарциссизму. Они хотят быть лидерами, но не обладают достаточными качествами, чтобы выделиться в коллективе.

Они прибегают к самому действенному, по их мнению, способу, травле слабых:

  • Показывают свое преимущество, стремясь удивить или поразить окружение;
  • Выпускают негативные эмоции, «отводят душу» от собственных проблем, унижая других.

Лидеры буллинга не признают норм поведения, правил общения. Они не обладают достаточным самоконтролем, уважением к окружающим, доказывают превосходство или выражают неприязнь, прибегая к травле. Так они избавляются от человека, который не понравился или обидел. Любой вопрос решают, унижая человека, незамедлительно прибегая к мести, не разобравшись в ситуации. Замечено, что в коллективах, где дети уважают других, стремятся к знаниям, умеют идти на компромиссы, буллинг практически не встречается.

Буллинг что означает

Причины буллинга кроются в воспитании:

  • Дети не понимают, как решать вопросы, не прибегая к конфликтам и применению грубой силы;
  • Они привыкли делить всех на «своих» и «чужих» и не признают существование мнения, отличного от собственного.

Отсюда понятно, что буллеры – люди с завышенной самооценкой. Они общительны, любят себя, стремятся быть в центре внимания. И любое замечание в их адрес может стать причиной буллинга, если оно поступило от неавторитетного человека.

Дети, ставшие жертвами буллинга, получают психологическую травму. Не важно, в какой форме проявлялась травля, как физическое насилие или в виде постоянных оскорблений и издевок.

Такие дети испытывают проблемы:

  • Страдают от заниженной самооценки, что отражается на общении со сверстниками, успеваемости;
  • Находятся в состоянии тревоги, что приводит к развитию мнительности, депрессивных расстройств;
  • Поведение становится антисоциальным, что заключается в игнорировании норм, правил, принятых обществом, они стремятся противопоставить себя окружению;
  • Имеют проблемы со здоровьем, мучаются от головной боли, у некоторых развивается энурез, начинаются проблемы со сном. Учащаются случаи инфекционных заболеваний, так как снижается иммунитет;
  • Склонны к попыткам суицида.

Бывает, что травма настолько сильная, что проблемы остаются во взрослом возрасте. Такие люди часто страдают от депрессий, имеют проблемы с самооценкой, что затрудняет трудоустройство, построение отношений. Жертвы буллинга не могут принять самостоятельное решение даже после многих лет. Девочки привыкают быть жертвой, переносят такое поведение во взрослую жизнь, что отражается на их отношениях. Мужчины часто страдают от алкоголизма, игромании, пробуют наркотики.

  • Агрессивность
  • Отсутствие сочувствия к своим жертвам (см. значение слова ИГИЛ)
  • Импульсивность
  • Зависть
  • Скрытое ощущение неуверенности в себе
  • Злоба
  • Физическое превосходство

Определение буллинга

Буллинг – это, в общем случае, агрессивное преследование одного члена коллектива со стороны другого его члена.

Как правило, травлю организует один из участников – лидер, который зачастую имеет сообщников; все остальные члены коллектива, не считая жертвы, становятся простыми наблюдателями. Преследование заключается в оскорблениях, насмешках, угрозах, физическом (избиение) и сексуальном насилии.

В последнее время популярность приобрёл так называемый кибербуллинг – травля с использованием компьютерных технологий: это может быть как вербальный буллинг через интернет, так и, к примеру, порочащие честь и достоинство фотографии и видеоролики (скажем, запечатлевающие избиение жертвы), размещённые в сети «для всеобщего обозрения».

Буллинг что означает

Особенно жестокую форму приобретает буллинг в школе, поскольку детская психика ещё только формируется, а также армейская дедовщина, представляющая собой, по сути, криминальный «беспредел». Навыки поведения, усвоенные в школе, могут закрепиться на всю оставшуюся жизнь; именно поэтому буллинг в школе играет ключевую роль в формировании с детских лет «бандитского» менталитета.

Кто чаще всего становится жертвой буллинга

Лучше обратить внимание на ребёнка если:

  • у него нет друзей;
  • он замыкается в себе;
  • часто происходит ситуация, когда весь класс против него;
  • у него появляются синяки, которые он не может объяснить;
  • ему сложно отвечать у доски;
  • у него есть предрасположение уступать другим;
  • на переменах он не играет с другими детьми, а старается находиться ближе к учителям;
  • у него потеря аппетита и/или частая головная боль;
  • у него ночные кошмары и/или плохой сон;
  • он показывает своё нежелание или даже страх ходить в школу;
  • он сам начал причинять себе физический вред, принимать наркотики или алкоголь.

Конкретной характеристики человека, способного стать жертвой буллинга, не существует.

В зоне риска находятся:

  • Молчаливые, необщительные дети, особенно, если у них нет друзей. Также не идущие на контакт, предпочитающие проводить время в одиночестве;
  • Люди, имеющие необычную внешность, рыжие волосы, веснушки или излишнюю полноту. Также дети с отклонениями, что касается манеры речи или поведения, ребенок может заикаться или хромать;
  • Способные дети, превосходящие всех в коллективе умениями и знаниями. Особенно, если их выделяют учителя и многое им прощают. Или, наоборот, не представляющие интереса собственными достижениями, зато ставящие в пример преуспевающих родителей;
  • Ябеды, сообщающие о каждом шаге коллектива учителям или родителям;
  • Физически слабые, не способные за себя постоять;
  • Дети, привлекающие к себе внимание шутками и дурачеством. Они сознательно делают из себя шута, попадая в нелепые ситуации, смеясь над своими недостатками. Часто они заигрываются, что провоцирует серьезные нападки со стороны коллектива;
  • Дети, обладающие современными новинками, от одежды до техники. Или, наоборот, плохо, бедно одетые;
  • Неряшливые дети, вызывающие неприязнь внешним видом.

Особенно, если они слишком бурно отвечают на провокационные вопросы. Негативное отношение к ним могут задавать даже учителя, делающие замечания по поводу внешнего вида.

Агрессоры легко вычисляют неуверенных в себе людей, тех, кому никто не поможет. Часто жертвой буллинга становятся интроверты, погруженные в мир собственных переживаний, унылые дети. Они не любят себя, зависят от мнения окружения, не имея собственной позиции, выглядят напуганными и тревожными.

  • Одиночество (см. значение выражения "персона нон грата")
  • Неуверенность в себе
  • Застенчивость
  • Чувствительность
  • Социальная отрешённость
  • Низкое самоуважение
  • чувство тревоги
  • Замкнутость
  • Физическая слабость

Зачастую причинами буллинга могут стать религиозные, имущественно-этнические факторы

- это снижение доверия к людям, неудовлетворённость школой и низкое самоуважение, депрессия, расстройства питания.

Со стороны хулигана - это прогрессирующая жестокость, нечувствительность к чужой боли, уверенность во вседозволенности (см. значение слова нигилизм).

буллинг на практике

Школьный буллинг видео

Причины буллинга как в начальной школе, так и в подростковой среде могут быть самыми разнообразными, но признаки того, что ребенок подвергается давлению, зачастую следующие:

  • перепады настроения;
  • нежелание посещать школу;
  • плаксивость и подавленность;
  • смена круга общения или его полная утрата;
  • синяки, ссадины, поврежденные принадлежности или одежда.
Предлагаем ознакомиться  Отравление парами ртути. Симптомы, лечение, первая помощь, последствия

Никто никогда не хочет быть жертвой. Вместе с тем, модель поведения многих людей подразумевает признание себя жертвой априори. Как это ни парадоксально, но именно жертвы буллинга представляют бóльшую социальную угрозу, чем булли. Согласно недавнему исследованию американских учёных, подвергавшиеся нападкам ученики в два раза чаще склонны приносить оружие в школы, чем те, с кем ничего подобного не происходило.

Три четверти всех зачинщиков массовых расстрелов подвергались издевательствам в школах.

Эксперты осторожны в своих оценках, но буллинг часто фигурирует в качестве потенциальной причины (среди прочих) массовых расстрелов в американских школах. Например, в этой связи регулярно упоминается резонансный случай Columbine High School massacre, унесший жизни 13 человек, не считая двух самоубийств нападавших.

В 2004 году Департамент Образования США опубликовал данные, согласно которым три четверти всех зачинщиков массовых расстрелов подвергались издевательствам в школах.

Эрик Харрис (Eric Harris), один из соучастников той самой расправы в Колорадо, страдал от физических недостатков с рождения. Ему сделали две операции по устранению дефектов. Но дневник мальчика всё равно был полон ненависти к себе. Почему не удалось погасить очаги саморазрушения в раннем возрасте? Как получилось, что Эрика не смогли вернуть к нормальной жизни и заставить поверить в себя?

Говоря от детском или школьном буллинге, всегда стоит обращать внимание на взрослых. «Я не виновата, что мой муж любит выпить». «Мой сын не успевает по математике, потому что классный руководитель — слабый педагог”. «Моим ребёнком некому заниматься: свекровь меня недолюбливает и не берёт внука к себе».

Такое отношение к себе и близким может иметь далеко идущие последствия. Следующая остановка — выученная беспомощность. Это состояние, при котором даже явные возможности к улучшению своего положения не будут использованы человеком из-за нескольких неудач в прошлом.

Когда родители с такими взглядами отправляют своих детей в школу, то они, скорее всего, снабдят их инструкциями в духе «ничего не поделаешь», «разбирайтесь сами, ведь вы сверстники». Если у подростка есть проблемы с самоидентификацией, что встречается в таком возрасте, такая псевдоподдержка заранее опустошит ребёнка, оставит без надежды на помощь со стороны, без тыла. Любое оскорбление, бойкот, травля вызовет у него усиленную реакцию, направленную вглубь его ещё неокрепшей нервной системы.

Пораженческая позиция родителей программирует детей на то, чтобы использовать аналогичный подход при встрече с опасностью.

Не быть жертвой — значит взять свою судьбу и судьбу своих детей в свои руки. Первое, что нужно сделать — изменить установку с поиска виноватых вовне на признание своих недостатков и поиск путей совершенствования.

Буллинг что означает

Проблема буллинга, как правило, адресуется обидчикам. Но если провести беглый анализ, становится очевидным, что среди них если и есть отпетые подонки и беспредельщики, то их единицы. Почему же тогда все боятся этого явления? Потому что системе проще решать вопросы с этой группой, чем с гораздо большей и неповоротливой массой безвольных жертв. Сподручнее разыгрывать карту карательных мер против хулиганов, чем постоянно убеждать кого-то добровольно делать то, что он делать не хочет.

Буллинг чаще всего представляют как насилие. Но прежде всего, это — психологическое воздействие. Приучайте вашего ребенка к тому, что любая угроза — это не то, чего следует бояться, а то, что заслуживает осуждения по закону. Убеждайте его фиксировать все негативные действия в свой адрес, никогда не поддаваться на предложения разобраться, отойти.

Избегать мест, где может потенциально чиниться насилие. Обсуждайте с ребенком варианты поведения в ролях, объясняйте как ему себя вести, что отвечать. Особо заостряйте внимание на ситуациях, когда потенциально может произойти публичное унижение. Не оставляйте без внимания даже минимальную жалобу. Используйте трекеры для определения местоположения.

Занимая детей, вы не только можете обезопасить их от дурного влияния улицы, но и создать серьёзный противовес школьной рутине. Если на занятиях учеников ждут психологические испытания, то здесь — разрядка и подпитка.

Дети, предоставленные сами себе от трёх дней в неделю и больше, в два раза чаще своих сверстников связывались с преступным миром.

Всем хорошо известно, что нельзя предоставлять улице решать, чем ваше чадо будет заниматься. Как правило, выбор там невелик и часто имеет криминальный оттенок. Исследование 2006 года, проведенное в Калифорнии среди детей от 12 до 17 лет, выявило простую зависимость: те, кто был предоставлен сам себе от трёх дней в неделю и больше, в два раза чаще своих сверстников связывались с преступным миром. Более того, они в три раза чаще демонстрировали хулиганское поведение и использовали наркотические вещества.

Казалось бы, очевидные вещи. Но почему родители снова и снова оставляют детей на попечение улицы? Причины всегда разные: от занятости на работе и невозможности забирать отпрысков из секций до дороговизны и нежелания самих детей. Всегда есть внешние обстоятельства, притупляющие самооценку.

Важно понимать, что одни и те же сложности по-разному воспринимаются детьми, которые заняты и которые предоставлены сами себе.

Занятые дети видят происходящее вокруг через призму постоянной нехватки времени. Для них переживания или боль конечны. Они понимают, что завтра неприятность забудется, а сегодня столько ещё нужно успеть сделать.

Предоставленные же сами себе ищут возможности как убить время. Для многих из них эта «свобода» оборачивается депрессией, так как любая негативная ситуация виртуально растягивается подобно резине. Кстати, хулиганы часто используют тактику игры с жертвой именно из-за желания чем-то себя занять. Школа — прекрасное место для этого, ведь времени так много, а делать ничего не хочется.

Представьте кота, который играет с теннисным мячиком на полу. А что если мячик внезапно станет чугунным? Кот просто отойдёт в сторону, ему будет скучно. Многие сетуют на то, что, отправляя детей в секцию единоборств, невозможно быстро получить результат в виде способности защищаться. Но это и не надо.

Буллинг и моббинг

Буллинг и моббинг – похожие понятия, касающиеся травли. В первом случае против жертвы выступает один человек. Его может поддерживать небольшая группа лиц. Основная часть коллектива проявляет нейтральную позицию.

При моббинге человек становится изгоем, против него объединяется вся социальная группа. Они стремятся достичь определенной цели. Обычно, чтобы жертва покинула учебное заведение. На работе коллеги объединяются против человека, вынуждая его уволиться. Психологическое насилие, как и при буллинге, носит систематический характер. Жертву травят постоянно, пока она не сдастся, пойдя на поводу у коллектива.

Задачи же буллинга несколько отличаются. Агрессоры хотят утвердиться в коллективе, доказать свое превосходство изощренным способом.

Они стремятся:

  • унизить человека, чтобы развеселить толпу, наслаждаясь его беспомощностью;
  • вызвать чувство страха, чтобы заставить действовать по их указке.

Моббинг — это то же самое что и буллинг, но происходит на рабочем месте.

Это любое оскорбительное поведение (жест, слово, отношение), которое наносит ущерб человеку, физически или психологически.

Это присутствует во всём мире и во всех профессиях. Чаще практикуется со стороны руководителя, но также может происходить и среди коллег или, реже, в восходящих отношениях (от работника по отношению к его начальнику).

Существует много форм моббинга. Например:

  • постоянная критика по поводу работы жертвы или каких-то её индивидуальных характеристик;
  • унижение жертвы;
  • причинение препятствий выполнению работы;
  • перегруженность с невыполнимыми задачами и сроками; и т. д.

Моббинг вызывает у работника сильнейший стресс, который может завершиться выгоранием или даже самоубийством.

Кто в группе риска

Естественно, что буллингу подвергается отнюдь не любой индивид, хотя выбор критериев для роли жертвы может происходить случайным образом (так сказать, просто под руку подвернулся).

Если говорить про буллинг в школе, то здесь травле подвергаются следующие ученики:

  • Те, кто хуже всех учится.
  • Те, кто, наоборот, учится лучше всех («ботаники»).
  • Дети из малообеспеченных семей, а также не имеющие новомодных или дорогостоящих гаджетов, которыми владеют все остальные ученики.
  • Дети из слишком богатых семей, имеющие очень дорогие гаджеты, которые не по карману остальным ученикам в классе.
  • Физически слабые ученики.
  • Умственно неполноценные.
  • Ученики другой расы, национальности, вероисповедания.
  • Вообще любой ученик, который как-либо отличается от остальных – как в лучшую, так и в худшую сторону.

Это наиболее общий список. Однако замечено, что в разное время наибольшей травле «нестандартные» ученики подвергаются по разным причинам. Так, в девяностые годы жертвами и изгоями чаще всего становились ученики, которые в своём классе хуже всех учились. А в наше время объектами травли преимущественно выступают «нищеброды» - школьники, имеющие более простую одежду, не имеющие дорогих телефонов и вообще не отличающиеся «потребительским шиком».

Само слово «нищеброд» стало самым обидным оскорблением для таких учеников, при том что смысл этого слова нарочито выворачивается наизнанку: нищебродами принято называть не бедняков, а как раз богатых, которые имеют привычку «прибедняться», хвастаться своими богатствами и страдают комплексом неполноценности по признаку потребления (то есть чем больше они имеют, тем больше им хочется). Ключевой признак нищеброда – стремление унизить любого, кто имеет чуть меньше, чем он сам.

Предлагаем ознакомиться  Что означает пульпит

Как бороться с буллингом в школе или на работе

Буллинг можно считать проблемой номер один в любом обществе. Ведь это, ни много ни мало, основа криминального мировоззрения, причём в самой своей изощрённой форме – в форме «беспредела». Дедовщина, разлагающая российскую армию и приводящая к самоубийствам и прочим страданиям и несчастьям, зарождается в самые ранние годы – в семье, детском саду, школе.

Что можно сделать? Если обнаруживается, что к ученику испытывают неприязнь одноклассники и выражают это в активной форме (от насмешек до физического насилия), то в первую очередь нужно отнестись серьёзно к его проблеме, а не твердить, что он «принимает всё слишком близко к сердцу». Ребёнку срочно нужна поддержка – родителей, учителя, других взрослых.

При этом заступиться за ребёнка мало, ведь имевшая место травля развивает у него чувство неполноценности. Важно научить ребёнка защищать себя. К примеру, можно научить его драться, записать его в какую-нибудь спортивную секцию, но и это ещё не всё. Он должен быть сильным в психологическом смысле: надо убедить его, чтобы он при попытках травли жаловался учителю, а если тот не реагирует должным образом – то сразу директору. Следует повышать самооценку ученика, хвалить его за проявленную смелость.

Если ужиться в данном классе в принципе невозможно, то ребёнка необходимо перевести в другой класс, а возможно, что и в другую школу.

Если ребёнок испытал серьёзные издевательства в школе, то, разговаривая с ним, не следует возвращаться к подробностям этого происшествия много раз: очередное переживание унижений ничего хорошего для психики ребёнка не представляет.

Однако поддержать ребёнка и научить его быть смелее – это лишь одна сторона вопроса. Не менее важно поработать и с теми, кто устраивает травлю своим товарищам по классу. В класс следует приглашать психологов, сотрудников полиции, необходимо вести с детьми беседу. Следует помнить, что главная причина, по которой подростки устраивают травлю в отношении своих товарищей – это отсталость самих подростков: умственная, психологическая, образовательная, воспитательная. И эту отсталость следует преодолевать, если она вообще поддаётся корректировке.

Травлю, как правило, организуют либо дети из неблагополучных семей – когда родители являются алкоголиками, наркоманами или психически больными; либо дети материально обеспеченных и даже богатых родителей-уголовников (не обязательно сидевших в тюрьме, но живущих «по понятиям», уважающих «блатной» мир и тесно соприкасающихся с ним), чиновников;

Многие из этих рекомендаций верны и в случае буллинга на работе. Но здесь есть и ещё одно соображение. Разногласия сотрудников на рабочем месте плохо сказываются на функционировании всей организации. И если работник испытывает травлю со стороны коллег, то он должен незамедлительно обращаться к начальнику и заявлять ему, что его сотрудники портят трудовую дисциплину.

Уважающий себя и свою организацию начальник примет все меры, чтобы пресечь травлю и не потерять ценного работника (если работник действительно ценный), вплоть до увольнения зачинщиков. Если же начальство халатно относится к проявлениям травли, то лучшей мерой будет увольнение из этой конторы, поскольку она явно «шарашкина», то есть не является серьёзной организацией – она не приносит пользы ни обществу, ни работающим в ней людям.

Для начала нужно понять присутствует ли буллинг т. к. ребёнок может быть интровертом, предпочитать одиночество, или просто быть непопулярным среди сверстников, и это не значит, что он стал жертвой агрессии.

Буллинг

Буллинг разрушает самооценку и у ребёнка появляются комплексы, он начинает думать, что заслужил, чтобы с ним так обращались.

Если ребёнок воспитывается в семье в атмосфере уважения, то он будет требовать такого же уважения и в школе, и расскажет своим родителям о ситуации травли. Но если у ребёнка заниженная самооценка, то он не расскажет об этом взрослым.

Последствия опыта травли в школе проявляются в виде проблем общения в любом обществе, даже спустя много лет.

Самый лучший подход сможет подобрать психолог, т. к. способы травли очень разнообразны.

Ребёнок обязательно должен рассказать об этом взрослым и обсудить возможные варианты ответа на агрессию. Обычно действия обидчиков повторяются: они обзываются, угрожают, бьют.

Лучше спокойно отвечать на оскорбления без ответной агрессии. Если пытаются бить и не получается убежать, можно громко закричать: "Помогите, пожар!". Пока агрессор будет в ступоре можно убежать. Тактика необычная, но это лучше чем быть избитым.

Если родители узнали о травле первыми, они должны сообщить об этом классному руководителю, т. к. он видит весь коллектив, а не только одного ребёнка.

В травле принимают участие не только агрессор и жертва, но и свидетели (одноклассники, учителя), на которых эта ситуация тоже оказывает разрушительное влияние. Поэтому следует работать со всей группой вместе.

Anya Ponti

Учитель должен попытаться сформировать в школе крепкое и благотворное общество посредством видов деятельности, в которых участвуют все: групповая работа над проектами, творческие совместные задания, внеклассная работа и др.

Столкнувшись с буллингом в школе, многие задумываются, как с ним бороться и победить. Важнейшим фактором предотвращения является регулярное проведение профилактических мероприятий и контроль климата квалифицированным психологом. Но о профилактике подросткового буллинга поговорим чуть позже. Для начала необходимо разобраться с тем, куда обращаться при буллинге в школе и какие действия предпринимать?

Самое главное – не молчать и не принимать происходящее за норму! Самостоятельно противостоять буллингу несформировавшейся полностью личности практически невозможно, поскольку он обезоруживает и подавляет с первых моментов проявления. Важно немедленно поделиться происходящим с любым взрослым, которому ребенок доверяет.

Что делать родителям, столкнувшимся с травлей своего ребенка в школе? Какие есть способы бороться с буллингом, направленным на вашего ребенка?

  1. Открыто и доверительно обсудить происходящее с ребенком, заняв принимающую позицию.
  2. Перевести разговор в такое русло, чтобы помочь ему избавиться от ложной вины.
  3. Посвятить его в ваши дальнейшие действия, чтобы ваш приход в школу не был неожиданностью, за которую часто дети ощущают вспышку стыда.
  4. Обсудить происходящее с классным руководителем и другой стороной конфликта.
  5. Обязательно обратиться за помощью к квалифицированному психологу.

Даже если вам кажется, что реакция на события была мгновенной, и ребенок не успел пострадать, лучше подстраховаться и пройти консультацию у специалиста. Не всегда последствия травли видимы, но глубокий след в душе ребенка они могут оставить надолго. Скорее всего, помощь психолога понадобится для возвращения нормального микроклимата в классе и предотвращения продолжения истории.

Если же мирно решить проблему буллинга в школе не удалось, рассмотрите вариант перехода в другое образовательное учреждение. Например, если сотрудники школы отрицают происходящее и пытаются просто замять инцидент.

Не стоит пытаться самостоятельно наказать хулигана, обидевшего вашего ребенка, иначе из потерпевших вы превратитесь в преступников. Таких случаев, к сожалению, уже немало, когда родители устраивают самосуд буллеру, после чего попадают под уголовное преследование.

  1. Снимите следы побоев. Лучше, если это сделаете на видеокамеру.
  2. Вторым шагом будет обращение в травмпункт, где врач зафиксирует и занесет в медицинскую карту ушибы, гематомы и повреждения, нанесенные ребенку.
  3. Обратитесь с заявлением в полицию либо в Следственный комитет. Заявление подается на хулигана, который избил вашего ребенка. Маловероятно, что на основании вашего заявления будет возбуждено уголовное дело, так как буллер не достиг возраста привлечения к ответственности. И все же это нужно сделать, потому что без подачи заявления дальнейшие действия будут неэффективными.
  4. Следующий шаг: подать в суд гражданский иск, приложив выписку из истории болезни и бумагу, выданную вам силовиками. Это даст вам право требовать через суд компенсацию вреда здоровью и морального ущерба.
  5. Дополнительно можно подать заявление на родителей буллера, опираясь на статью «Неисполнение обязанностей по воспитанию».

Недолюбленные дети, испытывающие недостаток родительского внимания и наблюдающие агрессивную манеру поведения дома, начинают проявлять асоциальное поведение. Многие родители детей-буллеров считают, что воспитанием их ребенка должны заниматься воспитатели и учителя, а не они сами. Вразумить словами таких родителей не всегда удается.

К счастью, в большинстве учебных заведений профилактика буллинга в школьной среде на сегодняшний день является одной из приоритетных задач социально-психологической службы. Помимо диагностики буллинга, то есть, выявления фактов травли, для формирования здоровых отношений среди подростков проводятся:

  • просветительская деятельность, направленная на повышение уровня осведомленности детей и педагогов о том, что такое буллинг и как бороться с его проявлениями;
  • регулярные диагностические мероприятия для своевременного выявления предпосылок к конфликтным ситуациям;
  • тренинги и групповые консультации с целью сплочения коллективов.

Необходимо, чтобы родители и педагоги в школе также занимали активную позицию, осознавая важность борьбы с буллингом. Не закрывали глаза на проявление агрессии и не поддерживали вариант воспитания через насмешки. Открыто обсуждали все происходящее, регулярно беседуя с детьми о неизгладимых последствиях любого насилия. Воспитывали ответственность и пресекали предположения, что наказание за травлю отсутствует.

Как остановить буллинг в семье

Именно в семье личность начинает своё развитие, учится держаться в обществе и взаимодействовать с людьми.

Поведение детей в обществе во многом зависит от ситуации в семье. Если дети становятся свидетелями насилия в семье (жертвой могут быть они сами или кто-то из родственников), то и в обществе они могут стать либо агрессорами, либо жертвами, либо наблюдателями.

Жестокое обращение дома, постоянный высокий уровень стресса и опасности приводит к ответной агрессии со стороны ребёнка. Иногда взрослые не задумываясь говорят негативные и подавляющие личность вещи, что может привести к постоянному высокому уровню напряжения.

И это напряжение приводит к тому, что ребёнку нужно проявить свою важность и силу, лидерство, самоутвердиться за счёт других. Таким образом он скрывает свои страхи и тревоги.

Проявления травли в семье – один из самых жестоких типов буллинга. В самом деле, маленький ребёнок воспринимает окружающий мир некритично и считает поведение родителей и других домочадцев эталоном. Травля в семье для многих звучит дико и неправдоподобно, но такое время от времени происходит. И остановить это явление чаще всего могут лишь посторонние – учителя, сотрудники органов опеки, неравнодушные соседи и знакомые.

Предлагаем ознакомиться  Что означает педантичный человек

Со стороны государственных органов действенным средством может быть угроза лишения родительских прав: недобросовестные родители чаще всего боятся этой перспективы, ибо она чревата потерей полагающихся материальных выплат. Учитель может рассказать ученикам о травле, объяснить, почему это плохо и как необходимо поступать, если в семье тебя обижают.

Как определить, что ребенок стал жертвой травли

Прежде чем разбираться в вопросе, как остановить детскую травлю (буллинг в школьном коллективе), важно отметить, какие стороны обычно задействованы в процессе.

Жертва

Все примеры буллинга объединяет одно: пострадавшие не могут дать отпор обидчику, постоять за себя. Объясняется это психологическими комплексами, проблемами с самооценкой и отсутствием уверенности в себе. Травле в подростковой среде зачастую подвергаются дети:

  • усердно учащиеся или те, кого хвалят учителя;
  • с нестандартной внешностью;
  • с особенностями развития или физическими дефектами;
  • замкнутые или неуверенные в себе.

Агрессор

Не только жертва буллинга – это человек с психологическими проблемами. Практически всегда у инициатора травли есть свои «демоны»:

  • низкая самооценка;
  • эгоизм и желание быть в центре всеобщего внимания;
  • нарциссизм;
  • стремление достигать целей за счет других;
  • проблемы в семье (алкоголизм, рукоприкладство).

Наблюдатели

Немногие задумываются о третьей стороне конфликта, когда пытаются понять, что делать при травле в школе. А ведь для успешной профилактики буллинга в школе важно воспитывать понимание важности защищать не только себя, но и других. То есть занимать активную позицию против распространения насилия. Все наблюдатели делятся на три группы:

  • открыто выступающие против буллинга – защитники жертвы;
  • участники, занимающие, как им кажется, «нейтральную» позицию;
  • те, кто поощряет издевательства и поддерживает агрессора.

По статистике первая группа обычно самая маленькая. Страх самому оказаться на месте пострадавшего и быть изгнанным зачастую не дает даже задуматься о том, что же делать в ситуации травли в школе. Он толкает свидетеля занять на всякий случай позицию агрессора или демонстрировать нейтральное отношение. Но по своей сути оно подразумевает согласие с происходящим.

Часто дети не озвучивают проблемы, возникающие в школе. Родителям нельзя давить на них, требуя незамедлительного ответа. Лучше исключить вопросы: «Что случилось?» или «Тебя никто не обижал?». Это сразу программирует ребенка на негатив, давит на больное, он замыкается.

Нужно интересоваться жизнью ребенка, спрашивать о том, что было интересного или, что нового он узнал. Доверительные отношения с родителями позволят ребенку рассказывать обо всех неприятностей, не боясь быть отвергнутым или непонятым. Не стоит отмахиваться от сына или дочери, ссылаясь на занятость, предоставляя возможность решать проблемы самостоятельно.

Нужно рассказать ребенку о буллинге, даже если он с ним не сталкивался. Лучше преподнести информацию в виде истории. Главное, не проявлять повышенную эмоциональность, особенно тревожность. Ребенок считает настрой родителей, что отразится на его поведении. А тревожные, неуверенные люди чаще становятся жертвами буллинга.

Важно прививать уважение к окружающим, нормы поведения в обществе. Полезно объяснить, что любой вопрос решается словами. Обучить правилам регулирования конфликта и рассказать, как выйти из ситуации, чтобы обе стороны остались довольны. Воспитанный и уверенный в себе человек уважает окружающих, способен справиться с жизненными сложностями. Если что-то не в его силах, он попросит помощи у родителей, мнение которых для него ценно и авторитетно.

Советы психолога

Если ребенок стал жертвой буллинга, его необходимо поддержать. Он должен понимать, что рядом есть люди, которые придут на помощь, что он не одинок. Эта ситуация не конец света, ее можно преодолеть, сплотившись с близкими. Родители должны напомнить ребенку, что он личность, озвучить то, в чем преуспевает. Важно вспомнить моменты из его жизни, заставляющие им гордиться, уважать.

Главное, восстановить самооценку, придать человеку уверенности, напомнить, что он может рассчитывать на поддержку, что бы ни случилось. Нужно дать понять ребенку, что он не виноват в сложившейся ситуации, такое может произойти с каждым. Озвучить, что хорошо, что он поделился, ведь вместе проще придумать выход.

Для решения проблемы советуют обращаться к ролевым играм. Ребенок выступает в роли буллера, а родитель – жертвы. В другой раз они меняются ролями. Это позволит понять причину буллинга, дать отпор агрессору. Ведь если он услышит уверенный протест в голосе жертвы, отступит. А в следующий раз задумается, стоит ли начинать конфликт.

Если ребенок сильно пострадал и боится идти в школу, не нужно заставлять его. Когда есть возможность, стоит задуматься о переводе в другой класс или учебное заведение. Так травма, нанесенная одноклассниками, сгладится. Но, возможно ситуация повторится на новом месте. Тогда проблему стоит искать в ребенке и родителях.

Буллинг что означает

Специалисты рекомендуют организовать встречу с родителями агрессоров и, в присутствии учителя, обсудить, что делать дальше. Практикуют собирать вместе не только действующих лиц, но и людей, не участвующих в травле. Обсуждение, с опорой на мнение сторонних наблюдателей, поможет понять причины буллинга, мотивы поведения лидера и объяснить ему другие способы удовлетворения потребностей.

Буллинг – распространенное явление в жизни школьников. Около половины подростков сталкивались с травлей. Они были жертвами, наблюдателями или сами провоцировали конфликт. Последствия буллинга очень серьезны. Дети, перенесшие психологическую травму, не в состоянии доверять людям, строить отношения. Они тревожны, мнительны, не уверены в себе, что мешает реализоваться в профессии. К проблеме буллинга нужно относиться серьезно, ни в коем случае не игнорировать, привлекать к ответственности учителей, родителей обидчиков.

Травля в школе – явление, конечно же, негативное. Однако следует понимать, что толчок к развитию таких отношений может подать и родительское воспитание. Травле нередко подвергаются подростки, испытывающие чрезмерную опеку со стороны родителей; в своём возрасте такие дети выглядят недостаточно самостоятельными и уверенными в себе, что и порождает насмешки сверстников.

Матери и отцы совершают роковую ошибку, когда пытаются все трудные дела делать за своих детей, дуют на каждую незначительную ранку на его теле, не утруждают его работой по хозяйству. Это может вызвать неприязнь других детей в классе, поскольку такой несамостоятельный ученик портит честь всего класса.

Кроме того, любой нормальный родитель стремится к тому, чтобы вырастить максимально самостоятельного и успешного ребёнка – сильного, умного, независимого, ловкого. Понятно, что с родителями тоже нужно работать. Так, нередко родители считают ребёнка своей собственностью, отказывая ему в праве на самостоятельное существование.

Профилактика буллинга

Любую болезнь, как известно, легче предупредить, чем лечить. Травлю, как социальную болезнь, тоже лучше предупреждать. Как же попытаться пресечь преследование в школе? Прежде всего нужно знать, что постоянной травле чаще всего подвергаются те ученики, которые показывают свою слабость, расстраиваются по любому поводу и не могут ответить обидчику.

Если ребёнок не может реализоваться в одном коллективе (в школе), то нужно найти для него ту среду, где он может проявить себя: это могут быть различные кружки, секции, коллектив сверстников, которые его бы понимали. Ребёнок должен осознать, что правила и нормы одного общества не всегда являются правильными и эталонными, и не стоит отчаиваться, если в какой-либо среде его не приняли: значит, эта среда ему просто не подходит, и нужно найти другую.

Надёжной профилактикой школьной травли (и последующих конфликтов во взрослой жизни) может стать коллективистское обучение и воспитание. С распадом Советского Союза отечественное общество, и школа в частности, утратило этот принцип, заменив его на установку «дикого капитализма» - «каждый сам за себя».

«Успешного» человека принято уважать, и понимание этого толкает «лидеров» на то, чтобы унижать более слабых соплеменников. Неприятие коллективизма вызвано ещё и тем, что в «советской» разновидности он был сильно искажённым: получается, что из одной крайности мы ударились в другую, не менее опасную и разрушительную.

В качестве примеров профилактики школьной травли можно привести робкие подвижки нынешних властей – например, возврат единой формы в школы. Несмотря на спорные моменты, закон устраняет одну из важных предпосылок для травли – различия в одежде учеников из богатых и бедных семей. Однако такие отдельные меры, к тому же необязательные, не решают проблему целиком, а лишь маскируют её.

Различные проявления травли – в экономике, политике, общественной жизни, в культуре и спорте – наличествуют в России как по прямой инициативе правительства, так и вследствие его попустительства и молчаливого согласия. И смотря на жизнь взрослых, дети вольно или невольно подражают им. Малые коллективы строятся по образцу больших, и неудивительно, что школьный класс зачастую повторяет структуру государства – со всей его иерархией, привилегиями, произволом, коррупцией и зверствами по отношению к меньшинствам.

,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector
//удаляем вывод миниатюры при открытии полной записи start function wph_remove_thumbnail_single($html, $post_id, $post_image_id) { if ( !is_single() ) { return $html; } else { return ''; } } add_filter('post_thumbnail_html', 'wph_remove_thumbnail_single', 10, 3); //удаляем вывод миниатюры при открытии полной записи end