Дио лечение
Назад

Наиболее значимые характерные черты личности человека

Опубликовано: 23.04.2020
Время на чтение: 33 мин
0
2

Структура личности

Структура личности это связь и взаимодействие различных её компонентов: способностей, волевых качеств, характера, эмоций и др. Эти компоненты являются её свойствами и отличиями и называются «чертами». Этих черт довольно много, и чтобы их структурировать существует разделение на уровни:

  • Низший уровень личности это половые свойства психики, возрастные, врождённые.
  • Второй уровень личности это индивидуальные проявления мышления, памяти, способностей, ощущений, восприятия, которые зависят и от врождённых факторов и от их развития.
  • Третий уровень личности это индивидуальный опыт, в котором содержатся приобретённые знания, привычки, умения, навыки. Данный уровень формируется в процессе жизнедеятельности и носит социальный характер.
  • Высший уровень личности – это её направленность, в которую входят интересы, желания, влечения, склонности, убеждения, взгляды, идеалы, мировоззрения, самооценка, особенности характера. Этот уровень является наиболее социально обусловленным и формирующимся под воздействием влияния воспитания, а также более полно отражающим идеологию общества, в котором находится человек.

Для чего эти уровни важно и нужно между собой различать? Хотя бы для того, чтобы иметь возможность объективно охарактеризовать любого человека (в том числе себя), как личность, понять какой уровень при этом вы рассматриваете.

Отличие людей между собой очень многогранно, ведь на каждом уровне есть свои различия интересов и убеждений, знаний и опыта, способностей и навыков, характера и темперамента. Именно по этим причинам бывает довольно сложно понять другого человека, избежать противоречий и даже конфликтов. Для того чтобы понимать себя и окружающих, нужно иметь определённый багаж психологических знаний, и сочетать его с осознанностью и наблюдательностью. И в этом очень специфическом вопросе немаловажную роль играет знание ключевых свойств личности и их различий.

Чтобы разобраться с определениями, стоит рассмотреть принципы составления индивидуальности. В психологии и биологии человеком принято называть представителей человеческого рода. Однако в психологии также есть и другое разделение.

Определение в психологии Описание
Человек Представитель человеческого рода, который характеризуется исключительно физическими и генетическими признаками.
Индивид Единичный представитель человеческого рода. То есть конкретный экземпляр. Индивиды обладают своей индивидуальностью, так как они отличаются по росту, весу, типу телосложения, цвету волос (то есть в основном биологическими характеристиками).
Личность Индивид, у которого есть определенные свойства, развитые в нем под влиянием общества, продолжительности жизни и других факторов. Личность формируется в процессе семейного воспитания, понимания традиций, влияние школы, родственников, друзей, учителей.
Индивидуальность Личность с определенными духовными и моральными качествами, привычками, характером, которые делают ее неповторимой. То есть индивидуальность – это личность, которая способна самостоятельно определять свой выбор в той или иной сфере.

Дадим терминологическое определение с краткими характеристиками

Я перечислю самые ходовые слова, которые часто смешиваются обывателями. Возьмем широкий спектр объяснения – от бытового и разговорного до научного.

Человек

В первую очередь такое название используется в биологии, истории, археологии для разграничения биологического вида, имеющего определенные особенности строения тела и головного мозга. Это прямоходящее существо, наделенное когнитивными способностями. Слово уместно использовать и в сочетании с более социальным «человечество», и при противопоставлении с животным миром. Так можно назвать абсолютно каждого нашего «сородича» – от ребенка до взрослого.

Характерные черты, чем отличается человек от личности:

  • Результат эволюционного процесса.
  • Наличие сознания и самосознания.
  • Потребность нахождения в социуме, необходимость общения с себе подобными.
  • Единый способ коммуникации посредством языка, то есть работа речераспознования и речевоспроизвеения, за исключением тех, кто потерял возможность или с рождения не имел ее в связи с анатомическим строением.
  • Особенности анатомии – прямохождение, наличие пальцев на руках и ногах.
  • Возможность пользоваться приспособлениями для достижения цели – любые предметы, используемые по назначению.

Субъективное значение (то есть человек как субъект взаимоотношений, исторического процесса и культурного) превращает биологический вид в социальное существо.

Индивид

С латинского языка слово individuum переводится как «неделимый». Мы его фактически полностью калькировали (но значение «индивидуум» все же отличается).

Таким понятием можно назвать каждого человека, проживающего в группе, социуме и обладающего качествами, делающими его таким же, как и ближайшие сородичи. Однако это самостоятельная единица, имеющая самоценность. Это происходит из-за уникальности каждого отдельного организма на двух уровнях – физиологическом и психологическом.

Характеристики, в чем отличие индивида от личности и индивидуальности:

  • Объект человеческой популяции, не может быть один, неотделим от себе подобных.
  • Социальная активность – наличие ролей, статусов, например, муж или жена, дочь, сын, мать, отец или сосед, учитель, друг.
  • Возможность адаптироваться на психоэмоциональном уровне под окружающих – способность находить компромисс и подстраиваться под требования социума.

Это любые качества, которые определяются в сравнении с другими людьми, на контрасте или в соответствии.

Термин происходит от слова «Лицо», а в английском языке устоялась калька с латыни – persona. Определениенеразрывно связано с персональными качествами, то есть продолжает понятие individuum, делая его еще более персонифицированным. Если ранее мы говорили об индивидуальных характеристиках, которые были у человека врожденно, то теперь правильнее сказать о приобретенном характере, который открывается в общении, отношениях с другими людьми. Нельзя говорить о личностных чертах без сравнения или противопоставления с обществом.

Дарья Милай

Психолог Дарья Милай

Skype Icon
Whatsapp Icon
Telegram Icon
Instagram Icon

Термин используется во множествах наук и отображает индивидуальные характеристики. Пройдемся по научным областям:

  • Лингвистика. «Языковая, речевая и коммуникативная личность». Все можно связать в единый узел, часто эти три персоны развиваются синхронно. Все они находятся в одном человеке. Качество можно назвать приобретенным, потому что ребенок при рождении не обладает речью. Первое понятие отражает глубину конструированных мыслей, предложений, структурированность текстов. Второе объясняет степень навыка словесного выражения. Третий – возможность входить в различные вербальные взаимодействия.
  • Философия. В этой науке больше всего появлялись разночтения термина, он становился камнем преткновения. Впервые понятие «лицо» стало отображать человека и его внутренний мир. Со временем философских препирательств специалисты пришли к единому мнению, что личность в отличие от индивида обладает тремя чертами: свобода воли, разум и чувства.
  • Социология. Идей множество, но основополагающая заключается в том, как воздействует общество, в котором проживает человек, на его личные качества, способности, черты характера. Это еще раз подчеркивает социальную ориентированность термина.
  • Психология. Пожалуй, психологический подход является самым верным. Именно на уровне сознания и бессознательного появляется совокупность выработанных привычек, предпочтений, опыта, знаний, устоявшихся мнений и стереотипов мышления. Все эти особенности определяют отношение персоны к природе, культуре, истории, другим людям.

Приведем пример. Иметь собственное мнение о политической обстановке – это значит обладать чертами личностного развития. Юный молодой человек, а особенно ребенок, может только повторять сказанное, услышанное по телевизору, но не генерировать собственную оценку.

Личность и человек, в чем разница, характерные черты:

  • наличие темперамента;
  • выраженный характер – о его задатках говорят еще в младенчестве;
  • индивидуальные способности – их требуется развивать;
  • все поступки имеют мотивацию.

В целом можно сказать, что личностные качества воспитываются в себе и контролируются, корректируются самостоятельно.

Персональная консультация

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Онлайн консультация

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Индивидуальность

Последний термин, который часто путают в рамках перечисленных определений. Обычно под ним понимают персональные яркие особенности. Слово имеет корень все в том же латинском individuum, то есть «неделимый».  Различия между индивидом личностью и индивидуальностью в том, что последние отличительные черты могут отображаться не только в поведении и психологии, но и в чисто внешних проявлениях. Пример – индивидуальный, авторский, уникальный стиль в одежде.

Если вы чувствуете себя обычной, одной из миллиона, не находите в себе особенных характеристик, это может значить:

  • либо вам нечего выражать;
  • либо вы не знаете как.

На моих личных консультациях женщины раскрываются и учатся лучше понимать самих себя.

Хоть первый четкую формулировку непохожести составил Б.Г. Ананьев, первые работы, в которых фигурировала тема рассмотрения индивидуальности принадлежат Я. Буркхадту, швейцарскому историку культуры.

Особое внимание заслуживает его работа под названием «Культура Ренессанса в Италии». В одной из глав историк говорит о том, что в период Средних веков люди позиционировали себя уникальными личностями. Определить это было довольно легко.

Я. Буркхадт обратил внимание читателей на то, что в конце XVI в. итальянцы не мечтали стать законодателями моды. В то время считалось позором, если два человека выглядели одинаково. Каждый старался выделиться. Даже обычные костюмы люди пытались носить на свой манер.

Благодаря этому Буркхадт доказал, что уже сотни лет индивидуальность была не просто распространенным явлением, а более выраженным, чем сегодня. То есть тогда индивидуальность считалась в первую очередь внешним отличием.

Исходя из этого, швейцарский историк разделил понятие внешнего мира и внутреннего мира человека. Соответственно индивидуальность является оценка своего внутреннего мира по отношению к миру внешнему.

Первую систему оценки индивидуальности разработал В. фон Гумбольдт. Еще в 1795 г. он провел исследования, согласно которым удалось выяснить, что каждый человек обладает своими индивидуальными отличиями.

И если раньше эти отличия были больше внешними (костюм, национальность, принадлежность к той или иной семье), то теперь индивидуальность проявлялась также в поведении, привычках, уровне интеллекта и других спектрах жизни.

Также изучением индивидуальности занимался В.М. Бехтерев. Он определил это проявление личности, как гармонию частей. По его словам, индивидуальность всегда граничит с определенной гармонией, имеет свою особую форму и устойчивую степень.

Индивидуальность в психологии – это один из уровней организации личности. Бехтерев утверждал, что только при полной гармонии всех систем может сформироваться индивидуальность. Эту мысль в дальнейшем продолжил Б.Г. Ананьев, когда сказал, что именно индивидуальность замыкает круг всех свойств человека.

Исследователь из США А.Л. Болдуин отметил, что концепции личности, включая индивидуальность могут меняться в зависимости от определенных условий и ситуаций.

Стоит отметить и то, что индивидуальность сегодня рассматривается сразу в нескольких областях науки. Соответственно определения могут отличаться. Например, если говорить о биологии, то, как правило, индивидуальностью понимается как уникальность или оригинальность каждой отдельной особи, находящаяся внутри одного рода.

Также в этой сфере данное понятие применимо именно для общего вида, который соотносится с остальными живыми существами. Есть биологические признаки индивидуальности, которые характеризуются генетической особенностью. К ней относятся прежде всего внешний вид, срок жизни, изменения в течение возраста.

Если говорить о людях, то в биологии индивидуальность имеет немного другое понятие. Она рассматривается в том плане, что индивидуальность первоначально закладывается самой природой, то есть на генетическом уровне. Например, к биологической индивидуальности человеческого существа можно отнести уникальную сетчатку глаз, отпечатки пальцев.

Однако чаще всего и биологическое и психологическое определение индивидуальности идут очень близко друг к другу. Если рассматривать именно психологические особенности, то в этом случае человек подразделяется на несколько психологических категорий.

Это означает, что индивидуальность определяется темпераментом, интеллектом, характером, привычками, манерой общения, деятельностью и другими процессами. Однако, неповторимые качества еще не являются сами собой индивидуальностью.

Психология также рассматривается и то, как протекает взаимосвязь между всеми этими качествами. Соответственно в этой сфере индивидуальность представляет собой анализ (качественный или количественный) определенных уникальных характеристик определенного человека.

Ключевые свойства личности

Наиболее значимые характерные черты личности человека

В психологии под свойствами личности принято понимать устойчивые психические явления, которые оказывают существенное влияние на деятельность человека и характеризуют его с социально-психологической стороны. Иначе говоря, это то, как проявляется человек в своей деятельности и во взаимоотношениях с окружающими. В структуру этих явлений входят способности, темперамент, характер, воля, эмоции, мотивация. Ниже мы рассмотрим каждое из них отдельно.

  1. Отношение личности к социуму, окружающим людям (иными словами, отношение к внешней среде).
  2. Отношение к собственной персоне.
  3. Отношение к обучению и труду, то есть к деятельности.

Эмоциональные черты характера, вроде апатичности или жизнерадостности, агрессивности или добродушия, импульсивности или замкнутости, любвеобильности, капризности, вспыльчивости, меланхоличности и так далее, формируются еще на раннем этапе становления психики, то есть в раннем детстве.

Интеллектуальныечерты характера ( рассудительность, проницательность, самостоятельность и т.д.) и волевые (мужественность, напористость, осмотрительность, педантичность и т.п.) черты характера, напротив, приобретаются в течение жизни, формируясь под влиянием разнообразных внешних ситуаций.

  • Человеческая усталостьВременные состояния, к примеру, усталость. Таким состояниям свойственно проходить в зависимости от определенных ситуаций и настроения, тогда как личностные свойства по природе своей являются постоянными (хотя при желании их можно преодолевать).
  • Физические качества, такие как красота или ловкость.
  • Социальные характеристики и так называемые "ярлыки" – "мудрый", "опытный", "святой", "передовик производства" и тому подобное.
  • Субъективное отношение окружающих к индивиду – "удивительный", "неприятный", "отталкивающий".

Однако не стоит приуменьшать и роль, которую играет окружение ребенка при становлении его характера. Она ничуть не менее важна, чем врожденные особенности. Малыш познает окружающий мир и учится действовать в разных ситуациях тем или иным образом. Поначалу этот процесс происходит рефлекторно, а после становится результатом сознательного выбора. Именно этот выбор и определяет дальнейшее развитие личности, ее рост.

Что такое характер человека

Изначально слово было чуть ли не ругательным. Этот термин является производным от «Лицо», а это слово, в свою очередь, обладало негативной коннотацией в повседневной жизни. Оно обозначало то, что сейчас мы назвали бы маску, сыгранную роль – обман. Долгое время к людям понятие не применяли напрямую, о части тела, которую мы сейчас так называем, говорили – «лик», «обличье».

Отсюда можно вывести следующее. Как актер надевает маску во время спектакля, так и индивид становится личностью только в процессе взаимодействия с другими людьми – своего рода роль, которую сам себе выстроил персонаж.

Свойства

Перечислю те стороны жизни, которые, так или иначе, повлияли на становление:

  • наследственная предрасположенность;
  • родительское воспитание (эти два фактора легко спутать, часто говорят, что характер ребенка похож на материнский, но в основном это бывает перенимание повадок);
  • люди, с которыми происходит частое взаимодействие – друзья, близкие, одноклассники, сотрудники.

Особенные личностные свойства могут в один момент выражаться, а в другой – умышленно или непреднамеренно сдерживаться. Это значительная разница между личностью и индивидом, ведь второй обладает постоянным набором черт, которые он не в состоянии скорректировать по одному желанию и благодаря силе воли, например, цвет глаз.

В переводе с греческого языка характер переводится как «печать», «чеканка», то есть с одной стороны, это отличительный знак, а с другой – нечто устойчивое и присущее конкретному субъекту или объекту.

В психологии характер – это набор стойких индивидуальных особенностей личности, который определяет тип поведения и форму взаимоотношений с окружающими людьми.

Особенности характера, как черты личности, следующие:

  • его составляющие имеют долгосрочное действие, устойчивость, не подвергаются изменениям быстро и легко;
  • характер имеет прикладное значение, им обуславливаются поступки человека во всех сферах жизнедеятельности.

Человек может проявлять героизм, трусость, быть тревожным, агрессивным либо мягким, слабовольным. Если подобные проявления встречаются часто и явно выражаются во вне, то о человеке скажут: «У него такой характер».

Когда добросердечная и мягкая личность в определенных условиях вспылит, проявит агрессию, то характером это окружающие называть не станут, скорее, спишут на конкретные обстоятельства.

Знание характера личности позволяет прогнозировать его поведение и поступки в различных ситуациях, а также корректировать их при необходимости. Мы всегда заранее знаем к кому можно обратиться за помощью, с кем не страшно вступить в рискованные предприятия: «Он не может сделать по-другому, такой уж характер».

Долгое время философы полагали, что характер – это врожденная черта человека. То есть, он рождается уже с определенным набором качеств, которые в процессе формирования не изменяются. Сегодня эта точка зрения не поддерживается. Доказано, что характер формируется на протяжении всей жизни и зависит от воспитания, окружения, вхождения в определенную социальную группу, профессиональной деятельности и т.д.

Впервые мысль о существенном влиянии на характер внешних факторов выразил ученый Д. Локк, который утверждал, что психофизические свойства и воспитание влияют на формирование характера в равной степени.

Современная наука (последнее столетие) поддерживает эту гипотезу.

Предлагаем ознакомиться  Диета при кишечной метаплазии слизистой желудка

По оценке исследователей, на формирование личности оказывают влияние:

  • трудовое воспитание;
  • личный пример;
  • физическое воспитание;
  • саморазвитие;
  • морально-этическое воспитание;
  • правильное формирование привычек.
  1. культурные ценности, идеология, культивируемые в обществе;

  2. личный пример уважаемых для конкретной личности людей;

  3. общественное мнение и распространенные в обществе суждения;

  4. литература, телевидение, кино, театр.

Зрелый, думающий человек также может заниматься коррекцией своего характера. Таким образом, формирование характера происходит в течение всей жизни.

Влияние на его изменения оказывают три основные фактора:

  • физиологические (пол, темперамент);
  • социальные (воспитание, культура, семья, школа, коллектив);
  • личностные (саморазвитие, самовоспитание).

Первым этапом развития характера является раннее младенчество. На этом уровне очень важно дарить ребенку любовь, заботу, давать много внимания, поскольку именно здесь формируется эмоциональная составляющая на всю последующую жизнь.

Наиболее значимые характерные черты личности человека

Далее развитие личности происходит в младшем дошкольном возрасте. Ребенок изучает и копирует модели поведения взрослых, находящихся рядом. Важно прямое обучение с соответствующим эмоциональным подкреплением (похвала). Именно в этом возрасте формируются такие черты как доброта, отзывчивость, трудолюбие.

В младшем школьном возрасте главную роль играет оценка поступков и действий малыша взрослыми людьми, прививаются понятия «хорошо» и «плохо». Появляются черты характера, относящиеся к труду: ответственность, пунктуальность.

У подростков активно идет формирование морально-этических норм и волевой сферы. К концу обучения в школе, характер, как правило, уже сформирован, далее он только корректируется.

Характер является одной из составляющих психологического портрета личности. Но его одного недостаточно для того, чтобы составить полноценное мнение о человеке, что необходимо, к примеру, для приема на ответственную работу или осознанного выбора в личной жизни.

Одновременно нужно определить темперамент человека.

Всего их четыре:

  • сангвиник. Человек со стабильной нервной системой, достаточно мобилен, уравновешен. Процессы возбуждения и торможения нервной системы быстро появляются и также быстро идут на спад. Оптимистичны, общительны. Из минусов - способны на безответственность и легкомыслие.
  • холерик. Очень подвижная нервная система. Возбуждается быстро, а вот остывает медленно. Крайне неусидчивы, всегда должны чем-то заниматься, энергичны. Минусы - конфликтны, агрессивны, вспыльчивы.
  • флегматик. Нервная система очень стабильна и уравновешена, но не динамична. Не может переключаться с одной темы на другую, не работает на «высоких скоростях». Но результат будет впечатляющим - все продумано до мелочей. Надежны, ответственны. Минусы - неповоротливы, суховаты в общении.
  • меланхолик. Нервная система очень слабая, ранимы, впечатлительны. Мягкие, чувствительные люди. Минусы - низкая работоспособность, мнительность, замкнутость.

В качестве третьей составляющей в рамках психологического портрета рассматриваются способности личности:

  • общие, сформированные под воздействием интеллекта. Это гибкость ума, трудолюбие, умение адаптироваться.
  • специальные, апеллирующие к определенному направлению: на себя лично, на общение, на выполнение задачи.

Для составления психологического портрета также принимаются во внимание: интеллектуальность, эмоциональность, чувства, коммуникативные навыки, стрессоустойчивость, самооценка.

Изучением индивидуальности занимались еще древнегреческие, а также древнеримские врачи, философы. Например, школа Гиппократа рассматривала жизнь, как процесс, который подвержен изменениям. Соответственно это влияло и на формирование личности.

Гиппократ и Феофраст придерживались схожих теорий. Они изучали то, как психика взаимосвязана с анатомическими и биологическими особенностями человека. Этих же теорий придерживаются и современные специалисты.

До середины XIX в. Было принято считать, что непохожесть человека зависит от его рассуждений, умозаключений. Мышление же основывалось на так называемой житейской мудрости. Однако позднее в психологии появились эксперименты и методологические исследования.

Благодаря этому удалось доказать, что индивидуальных различий очень много. Постепенно начала развиваться так называемая дифференцированная психология, которая была направлена на изучение именно индивидуальных особенностей развития человека.

Френсис Гальтон, английский исследователь, создал специальные процедуры измерения и статический аппарат, при помощи которого он мог оценивать различия испытуемых. Благодаря своей работе, он собрал огромный материал, который позволил ему сформировать уровни индивидуальности. Он интересовался тем, как формируются индивидуальные особенности.

Также большой вклад внес Вильям Штерн. Немецкий специалист создал работу под названием «О психологии индивидуальных различий». Он первым начал употреблять термин эмансипировавшаяся психология.

То есть фактически, это и было первое упоминание дифференциальной психологии. В 1994 г А. Анастази отметил, что данная работа Штерна носит эпохальное значение, так как именно он разграничил психологию на разные направления.

Способности

Разбираясь в том, почему у разных людей, находящихся в одинаковых жизненных условиях, на выходе разный результат, мы часто руководствуемся понятием «способности», предполагая, что именно они влияют на то, чего добивается человек. Этот же термин мы используем для того чтобы выяснить, почему одни люди учатся чему-либо быстрее, чем другие и т.п.

Понятие «способности» можно истолковать по-разному. Во-первых, это совокупность психических процессов и состояний, часто называемая свойствами души. Во-вторых, это высокий уровень развития общих и специальных навыков, умений и знаний, которые обеспечивают эффективное выполнение человеком разного рода функций.

Человек имеет огромное количество различных способностей, которые можно разделить на несколько категорий.

  • Элементарные (простейшие) способности – это способности, связанные с функциями органов чувств и простейшими движениями (способность различать запахи, звуки, цвета). Они присутствуют у человека с рождения и в течение жизни их можно совершенствовать.
  • Сложные способности – это способности в различной деятельности, связанной с человеческой культурой. Например, музыкальные (сочинение музыки), художественные (умение рисовать), математические (способность легко решать сложные математические задачи). Такие способности называют социально обусловленными, т.к. они не являются врождёнными.
  • Общие способности – это способности, имеющиеся у всех людей, но развитые у всех в различной степени (общие двигательные, умственные). Именно ими определяются успехи и достижения во многих видах деятельности (спорт, обучение, преподавание).
  • Специальные способности – это способности, встречающиеся не у всех и для которых, в большинстве случаев, требуется наличие определённых задатков (художественно-изобразительные, литературные, актёрские, музыкальные). Благодаря им люди достигают успехов в специфических видах деятельности.

Нужно заметить, что наличие у человека специальных способностей может гармонично сочетаться с развитием общих, и наоборот.

  • Теоретические способности – это способности, которые обуславливают склонность индивида к абстрактно-логическому мышлению, а также умение чётко ставить и успешно выполнять теоретические задачи.
  • Практические способности – это способности, которые проявляются в умении ставить и выполнять практические задачи, связанные с конкретными действиями в определённых жизненных ситуациях.
  • Учебные способности – это способности, определяющие успешность обучения, усвоения знаний, навыков и умений.
  • Творческие способности – это способности, определяющие умение человека создавать предметы духовной и материальной культуры, а также влияющие на производство новых идей, совершение открытий и т.п.
  • Коммуникативные способности – это способности, которые включают в себя знания, умения и навыки, связанные с общением и взаимодействием с окружающими людьми, межличностным оцениванием и восприятием, установлением контактов, налаживанием связей, нахождением общего языка, расположением к себе и воздействием на людей.
  • Предметно-деятельностные способности – это способности, определяющие взаимодействие людей с неодушевлёнными предметами.

Все виды способностей являются взаимодополняющими, и именно их сочетание даёт человеку возможность развиваться наиболее полноценно и гармонично. Способности оказывают влияние как друг на друга, так и на успешность человека в жизни, деятельности и общении.

Помимо того, что для характеристики человека в психологии используется понятие «способности», так же применяются и такие термины, как «гениальность», «талант», «одарённость», указывающие на более тонкие нюансы индивидуальности личности.

  • Одарённость – это наличие у человека с рождения задатков для лучшего развития способностей.
  • Талант – это способности, которые раскрываются в наиболее полной мере благодаря приобретению навыков и опыта.
  • Гениальность – это необычайно высокий уровень развития каких-либо способностей.

Наиболее значимые характерные черты личности человека

Как мы уже упоминали выше, жизненный результат человека очень часто связан с его способностями и их применением. И результаты подавляющего большинства людей, к сожалению, оставляют желать лучшего. Многие люди начинают заниматься поисками разрешения своих проблем где-то во вне, когда верное решение всегда находится внутри человека.

А следует просто заглянуть в себя. Если человек в своей каждодневной деятельности занимается не тем, к чему у него есть склонности и предрасположенности, то и эффект от этого будет, мягко говоря, неудовлетворительным. В качестве одного из вариантов для того, чтобы изменить положение вещей, можно использовать точное определение своих способностей.

Если у вас, например, есть врождённая способность к лидерству и управлению людьми, а вы работаете приёмщиком товара на складе, то, ясное дело, это занятие не будет приносить ни морального, ни эмоционального, ни финансового удовлетворения, потому что вы занимаетесь совершенно не своим делом. В этой ситуации вам более подойдёт какая-то управляющая должность.

Начать можно хотя бы с работы менеджером среднего звена. Врождённые способности к лидерству при систематическом их использовании и развитии выведут вас на совершенно иной уровень. Выделите в своём графике время, чтобы определить свои склонности и способности, изучите себя, постарайтесь понять то, чем вам по-настоящему хочется заниматься, и что будет приносить вам удовольствие. На основе полученных результатов можно уже будет сделать вывод на тему того, в каком направлении нужно двигаться дальше.

Для определения способностей и склонностей сейчас существует огромное количество тестов и методик. Более подробно о способностях вы можете прочитать здесь.

В скором времени здесь появится тест на определение способностей.

Наряду со способностями, как с одним из основных свойств личности, можно выделить темперамент.

В чем проявляется индивидуальность

Можно разделить все проявления на три большие группы. Это особенности:

  • Внешние. К ним можно отнести и уникальность анатомического строения, и выбранный стиль, способ одеваться. Иметь индивидуальный стиль – это тонко прочувствовать сочетания одежды, обуви, бижутерии. Делать так, чтобы образ соответствовал внутреннему содержанию и отражал его.
  • Поведенческие. К ним относятся: повадки, привычки (в том числе и негативные), походка, невербальные  вербальные способы коммуникации. Это любые поступки, которые выражаются через поведение. Они полностью контролируются личностью. Хотя иногда подсознательно.
  • Психические. К ним можно отнести выражение эмоций, а также обиды, злость, зависть. Их позитивные индивидуальные черты – смешливость, находчивость, усидчивость, хорошая память.

Отдельно нужно выделить талант. Это то, что сильно и качественно отличает от большинства. Если способности к творчеству имеют многие, часто приобретенные в течение нескольких лет, то по-настоящему талантливых исполнителей, актеров, художников очень мало. Они точно могут назвать себя индивидуальностью.

Взаимосвязь между темпераментом и характером

Темпераментом называют совокупность свойств, которые характеризуют динамические особенности психических процессов и состояний человека (их возникновение, изменение, силу, скорость, прекращение), а также его поведения.

Идея о темпераменте восходит своими корнями к работам Гиппократа – древнегреческого философа, жившего в V в. до н.э. Именно он дал определение различным типам темпераментов, которыми люди пользуются и по сей день: меланхолический, холерический, флегматический, сангвинический.

Меланхолический темперамент – этот тип свойственен людям мрачного настроя, с напряжённой и сложной внутренней жизнью. Такие люди отличаются ранимостью, тревожностью, сдержанностью, а также тем, что придают огромное значение всему, что касается лично их. При незначительных трудностях меланхолики опускают руки. Они обладают небольшим энергетическим потенциалом и быстро утомляются.

Холерический темперамент – более всего характерен для вспыльчивых людей. Люди с данным видом темперамента не сдержанны, нетерпеливы, горячи и импульсивны. Но быстро остывают и успокаиваются, если им идут навстречу. Холерикам присуща настойчивость и стабильность интересов и стремлений.

Флегматический темперамент – это хладнокровные люди, которые более склонны к пребыванию в состоянии бездеятельности, чем в состоянии активной работы. Медленно возбудимы, но зато долго остывают. Флегматики не находчивы, им сложно приспосабливаться к новой обстановке, перестроиться на новый лад, избавиться от старых привычек. Но при этом они работоспособны и энергичны, терпеливы, обладают самообладанием и выдержкой.

Сангвинический темперамент такие люди весельчаки, оптимисты, юмористы и шутники. Полны надежд, общительны, легко сходятся с новыми людьми. Сангвиники отличаются быстрой реакцией на внешние раздражители: их можно легко развеселить или повергнуть в гнев. Активно берутся за новые начинания, могут долго работать. Дисциплинированы, при необходимости могут контролировать свои реакции и быстро адаптируются к новым условиям.

Это далеко не полные описания типов темперамента, но содержащие самые характерные для них черты. Каждый из них не является сам по себе ни хорошим, ни плохим, если не связывать их с требованиями и ожиданиями. Любой тип темперамента может иметь как свои недостатки, так и свои достоинства. Подробнее о темпераменте человека вы можете узнать здесь.

Хорошо понимая влияние типа темперамента на скорость возникновения психических процессов (восприятие, мышление, внимание ) и их интенсивность, на темп и ритм деятельности, а также на её направленность, можно легко и эффективно использовать эти знания в повседневной жизни.

Например, зная свой преобладающий тип темперамента и типы темперамента окружающих людей, вы можете гораздо лучше понимать: с какими людьми будет легче найти общий язык, каких ситуации лучше избегать, а какие, наоборот, стараться выстраивать, с кем из людей общение будет наиболее приятным и конструктивным, кому можно доверить важное поручение или сложную работу, с кем можно поделиться секретом или своими переживаниями. Знание типов темперамента можно использовать при выборе своего партнёра (в дружбе, бизнесе, отдыхе, личной жизни) и выстраивании отношений.

Для определения типа темперамента лучше всего использовать специализированные тесты, составленные специалистами в области изучения личности.

В скором времени здесь появится тест на определение темперамента.

Ещё одним фундаментальным свойством личности человека является его характер.

Характер и темперамент нередко отождествляют, однако это разные понятия.

В психологии по этому поводу высказывались разные точки зрения:

  • оба понятия тождественны;
  • темперамент - это часть, ядро характера;
  • два понятия является антагонистами;
  • темперамент - это природная основа характера.

Темперамент более тесно связан со свойствами нервной системы человека и напрямую ими обусловлен. На характер большое влияние оказывает социум и воспитание. Если характер подлежит коррекции, то темперамент – это врожденное свойство, которое остается у личности на всю жизнь.

Наиболее значимые характерные черты личности человека

Социальная среда, в которой вырос и живет индивид оказывает сильное влияние на характер, темперамент при этом остается неизменным. От характера зависит содержание поступков человека, а от темперамента лишь их манера и стиль.

Важно: темперамент не может подвергаться оценкам «хороший», «плохой», а вот характер состоит из тех черт, которые могут расцениваться как положительные или отрицательные.

Тип темперамента и характер связаны и взаимодействуют друг с другом в едином облике человека, образуя неразделимый сплав — характеристику его индивидуальности.

Видео про индивидуальность

Отличие прокладывается не в зависимости от свойств человека, а в связи с ситуацией. Так представим 2 обстоятельства. В первом гражданин А, как и один из 100 предыдущих, приходит в кредитную организацию, предоставляет пакет документов, и заключает сделку. Здесь сложно оценить его индивидуальные качества, потому что они фактически не могли проявиться в максимально формализованной обстановке. Если смотреть на него, как на одного из 100, то он – индивид.

Второй пример. Гражданка В общается в компании с двумя людьми. Она отличается от них полом, возрастом, характером, социальным статусом (жена, мать, сестра) – и эти различия в данном конкретном случае, в этом обществе, являются значимыми. Здесь имеет место быть индивидуум.

Основное отличие – максимальное самосознание и способность контролировать собственные поступки, нести за них ответственность, принимать решения. Особенность в силе воли, которая выражается не в жажде отличаться от окружающих, а в желании стать лучше самого себя. Обычно личностные качества, хоть и проявляются в сравнении с другими, оцениваются самим человеком по отношению к себе самому.

Хоть эти два слова имеют один корень, значения им присущи совершенно различные. Первый термин можно применить фактически к любому человеку, который живет среди людей, адаптировался в социуме и представляет из себя не только биологический вид, но и представителя общества. А вот второе определение предполагает развитие индивида.

Часто люди считают себя индивидуальностями только потому, что пытаются идти против общего мнения. Такие неформалы действительно отличаются от толпы, но проблема в том, что их становится очень много, они уже создают свою неформальную массу. Среди нее татуировки, рваные джинсы, зеленые волосы и тоннели в ушах становятся обыденностью. Так индивидуальным решением можно считать только то, которое придумано самостоятельно, а не скопировано с другого.

Предлагаем ознакомиться  Асцит это скопление жидкости

Есть масса стратегий, которые могут позволить человеку научиться оценивать и представлять себя в обществе согласно своим принципам и нормам морали. Все зависит от среды, в которой пребывает личность и других факторов.

Например, существует стратегия самопрезентации по Л. Лауксу. Для того, чтобы научиться понимать задачи и свойства своей личности предлагается начать с описания самого себя. Нужно определить уровень своей компетенции в том или ином вопросе, и откорректировать восприятие и подачу этой информации.

Например, человек, который хорошо разбирается в биологии, должен уметь представлять себя специалистом в биологии. Однако если просто говорить: «Я отлично разбираюсь в биологии», то это будет показательная индивидуальность, демонстративная.

А вот если сказать окружающим и самому себе: «Я разбираюсь в биологии, но это наука, в которой постоянно появляются новые исследования. Я стараюсь всегда за ними следить», то в этом случае речь идет о гармоничном уровне развития индивидуальности, без преувеличения.

Для того, чтобы оставаться яркой уникальной личностью, рекомендуется выполнять несколько рекомендаций. Прежде всего, нужно слушать внутренний голос, а не руководствоваться исключительно мнением окружающих. Также стоит научиться развивать аутентичность.

Это означает, что внешний и внутренний мир должны соответствовать друг другу. Если человек обожает зеленый цвет, но считает, что в его окружении больше принято носить одежду синего цвета, то не стоит опять же концентрироваться только на индивидуальных предпочтениях других.

Наиболее значимые характерные черты личности человека

Немаловажно быть честным с собой. Самообман нарушает внутреннюю гармонию и лишает индивидуальности. У открытых и искренних людей меньше страхов, опасений, беспокойств. Немаловажным является постоянное самосовершенствование. Индивидуальность развивается с возрастом, она меняется.

Важно не потерять своей уникальности, непохожести. В качестве тренировки можно практиковать вариативное мышление. Например, каждый раз, когда что-нибудь происходит, нужно подумать, по какому еще сюжету могли развиться события. При этом нужно придумать не менее 5-7 вариантов. Это поможет стать более гибким человеком.

Понятие индивидуальности в психологии сегодня является темой для рассмотрения большинством специалистов. Это очень изменчивое понятие, которое стремительно меняется с каждым годом. Тем не менее, неизменным остается одно: индивидуальность является внешней и внутренней непохожестью личности.

Воля

Воля – это свойство личности совершать сознательное управление своей психикой и действиями.

Благодаря воле человек способен осознанно управлять собственным поведением и своими психическими состояниями и процессами. С помощью воли человек оказывает сознательное влияние на окружающий мир, внося в него необходимые (на его взгляд) изменения.

Основной признак воли связан с тем, что она, в большинстве случаев, сопряжена с принятием человеком разумных решений, преодолением препятствий и приложением усилий для реализации задуманного. Волевое решение принимается индивидом в условиях противопоставляемых друг другу разнонаправленных потребностей, влечений и мотивов, имеющих примерно одинаковую побудительную силу, благодаря чему человеку всегда нужно выбирать одно из двух/нескольких.

Воля всегда подразумевает самоограничение: поступая тем или иным образом для достижения определённых целей и результатов, реализуя определённые потребности, человек, действующий по своей воле, всегда должен лишать себя чего-то другого, что, возможно, видится ему более привлекательным и желаемым. Ещё одним признаком участия воли в поведении человека является наличие конкретного плана действий.

Важной особенностью волевого усилия является отсутствие эмоционального удовлетворения, но наличие морального, возникающего в результате осуществления задуманного (но не в процессе выполнения). Очень часто волевые усилия направляются не на то, чтобы преодолеть обстоятельства, а на то, чтобы «победить» самого себя, несмотря на свои естественные желания.

Главным образом, воля – это то, что помогает человеку преодолевать жизненные трудности и препятствия на пути; то, что помогает добиваться новых результатов и развиваться. Как сказал один из величайших писателей XX века Карлос Кастанеда: «Воля – это то, что заставляет тебя побеждать, когда разум говорит тебе, что ты повержен».

Например, возьмите за правило замечать те дела, откладывание выполнения которых опустошает вас, «высасывает энергию» и выполнение которых, наоборот, бодрит, заряжает и оказывает положительное воздействие. Это те дела, выполнять которые вы ленитесь.К примеру, прибраться, когда совсем не хочется, сделать с утра зарядку, встав на полчаса раньше.

Внутренний голос будет говорить вам, что это можно отложить или делать этого вовсе не нужно. Не слушайте его. Это голос вашей лени. Сделайте так, как задумали – после вы заметите, что чувствуете себя более энергичным и бодрым, более сильным. Или ещё пример: определите ваши слабости (это может быть бесцельное времяпрепровождение в Интернете, просмотр телепередач, лежание на диване, сладости и т.п.).

Возьмите не самую сильную из них и откажитесь от неё на неделю, две, месяц. Пообещайте сами себе, что через назначенный срок вы снова вернётесь к своей привычке (если захотите, конечно). А дальше – самое главное: возьмите символ этой слабости и постоянно держите его при себе. Но не поддавайтесь на провокации «старого себя» и помните об обещании. Это и есть тренировка своей силы воли. Через время вы увидите, что стали сильнее и сможете перейти к отказу от более сильных слабостей.

Но ничто не может сравниться по силе воздействия на психику человека, как другое свойство его личности – эмоции.

Эмоции

Эмоции можно охарактеризовать, как особые индивидуальные переживания, имеющие приятную или неприятную психическую окраску, и связанные с удовлетворением имеющих жизненно важное значение потребностей.

Настроение – оно отражает общее состояние человека в определённый момент

Простейшие эмоции – это переживания, которые связаны с удовлетворением органических потребностей

Аффекты – это бурные непродолжительные эмоции, особо проявляющиеся внешне (жесты, мимика)

Чувства – это спектр переживаний, связанных с определёнными объектами

Страсть – это ярко выраженные чувства, не поддающиеся (в большинстве случаев) управлению

Стресс – это совокупность эмоций и физического состояния организма

Эмоции, в особенности чувства, аффекты и страсти, являются неизменной частью личности человека. Все люди (личности) в эмоциональном плане сильно отличаются. Например, по эмоциональной возбудимости, длительности эмоциональных переживаний, преобладанию отрицательных или положительных эмоций. Но главнейшим признаком отличия является интенсивность переживаемых эмоций и их направленность.

Эмоции обладают характерной особенностью оказывать серьёзное влияние на жизнь человека. Под воздействием определённых эмоций в те или иные моменты человек может принимать решения, что-то говорить, совершать поступки. Как правило, эмоции – это явление непродолжительное. Но то, что порой человек делает под воздействием эмоций, не всегда даёт хорошие результаты. А т.к. наш урок посвящён тому, как свою жизнь улучшить, то и говорить нам следует именно о способах благоприятного на неё воздействия.

Важно научиться контролировать свои эмоции и не поддаваться им. В первую очередь нужно помнить, что эмоция, какая бы она ни была (положительная или отрицательная) – это всего лишь эмоция, и она скоро пройдёт. Поэтому, если в какой-либо негативной ситуации вы чувствуете, что в вас начинают преобладать отрицательные эмоции, вспомните об этом и сдерживайте их – это позволит вам не совершать или говорить того, о чём в последствие вы, возможно, будете жалеть.

Наверняка, вам знакома ситуация, когда через некоторое время после момента бурной радости или восторга, вы чувствуете некое внутреннее опустошение. Эмоции – это всегда расход личной энергии. Не зря у древнего еврейского царя Соломона на пальце был перстень с надписью: «И это пройдёт». Всегда в моменты радости или печали он поворачивал свой перстень и читал про себя эту надпись, чтобы помнить о кратковременности эмоциональных переживаний.

Знание о том, что такое эмоции и умение ими управлять – это очень важные аспекты в развитии личности и жизни в целом. Научитесь управлять своими эмоциями, и вы познаете себе в полной мере. Овладеть этим навыком позволяют такие вещи, как самонаблюдение и самоконтроль, а также различные духовные практики (медитация, йога и др.).

Что значит «выдающаяся личность» по обществознанию

Со всей перечисленной терминологией встречаемся еще в школе. Но основой всему являются человеческие предрасположенности. Структуру развития человека можно представить последовательно так:

  1. Врожденные предпосылки – физические и генетические особенности.
  2. Воспитание, общение, политическая обстановка, воздействие культуры или его отсутствие.
  3. Восприятие социальных табу, запретов, требований, норм, традиций, обрядов.
  4. Самостоятельная корректировка поведения.
  5. Активное миропознание через книги, учебники, фильмы и общение с людьми.
  6. Формирование собственных мнений, убеждений, постулатов.

5 и 6 пункты могут чередоваться бесконечно. Это нормальная тенденция для сформированной личности. С ходом познания происходят изменения. Если их нет на протяжении 30-40 и более лет, можно говорить об ортодоксальности и закостенелости мышления.

«Выдающаяся личность», согласно учебнику обществознания, обладает качествами:

  • сила воли;
  • целеустремленность;
  • незаурядные способности, в том числе умственные и физические.

Мотивация

Вообще, в поведении человека существуют две дополняющие друг друга стороны – это побудительная и регуляционная. Побудительная сторона обеспечивает активизацию поведения и его направленность, а регуляционная отвечает за то, как поведение складывается в конкретных условиях.

Мотивация тесно связана с такими явлениями, как побуждения, намерения, мотивы, потребности и т.п. В наиболее узком понимании мотивацию можно определить как совокупность причин, которые объясняют поведение человека. В основе этого понятия лежит термин «мотив».

Наиболее значимые характерные черты личности человека

Мотив – это любой внутренний физиологический или психологический позыв, отвечающий за активность и целенаправленность поведения. Мотивы бывают осознанными и неосознанными, мнимыми и реально действующими, смыслообразующими и побудительными.

Потребность – это состояние нужды человека в чём бы то ни было необходимом для нормального существования, а также психического и физического развития.

Стимул – это любой внутренний или внешний фактор, вкупе с мотивом управляющий поведением и направляющий его на достижение определённой цели.

Намерение – это продуманное и принятое сознательно решение, согласующееся с желанием что-то совершить.

Побуждение – это не до конца осознанное и неопределённое (возможно) стремление человека к чему-либо.

Именно мотивация является «топливом» человека. Как автомобилю нужен бензин, чтобы он мог ехать дальше, так и человеку нужна мотивация, чтобы к чему-то стремиться, развиваться, достигать новых высот. Например, вы захотели больше узнать о психологии человека и особенностях личности, и это явилось мотивацией к тому, чтобы обратиться к данному уроку. Но что является прекрасной мотивацией для одного, то может быть абсолютным нулём для другого.

Знания о мотивации, в первую очередь, можно с успехом использовать для себя: подумайте о том, чего вы хотите достичь в жизни, составьте список своих жизненных целей. Не просто то, чем бы вы хотели обладать, а именно то, что заставляет ваше сердце биться чаще и приводит вас в эмоциональное возбуждение.

Представьте себе желаемое так, как будто вы уже обладаете этим. Если вы чувствуете, что это вас «заводит», то это и является вашей мотивацией к действию. Всем нам свойственны периоды всплеска и спада активности. И именно в моменты спада нужно вспоминать о том, ради чего вы должны двигаться вперёд. Поставьте глобальную цель, разделите её достижение на промежуточные этапы и начинайте действовать. Только тот человек, который знает куда идёт и делает шаги по направлению к этому, придёт к своей цели.

Также знания о мотивации можно использовать в общении с людьми.

В качестве прекрасного примера может послужить ситуация, когда вы просите человека выполнить какую-то просьбу (по дружбе, по работе и т.д.). Естественно, взамен на услугу человек желает получить что-то и для себя (как это ни прискорбно, но большинству из людей свойственен корыстный интерес, пусть и проявляется он у кого-то в большей, а у кого-то в меньшей степени).

Определите то, что нужно человеку это и будет своеобразным крючком, способным его зацепить, его мотивацией. Покажите человеку его выгоду. Если он увидит, что пойдя навстречу вам, сможет удовлетворить и какую-то существенную для него потребность, то это будет практически 100%-й гарантией того, что ваше взаимодействие будет успешным и эффективным.

Об особенностях мотивации, её видах и других интересных вещах вы можете узнать из следующего урока нашего тренинга.

В дополнение к вышеизложенному материалу стоит сказать и о процессе развития личности. Ведь всё, что мы рассматривали прежде, тесно взаимосвязано с этим процессом, зависит от него и в то же время оказывает на него влияние. Тема о развитии личности очень своеобразна и объёмна для описания её, как небольшой части одного урока, но не упомянуть о ней нельзя. И поэтому мы коснёмся её лишь в общих чертах.

Заключение

В статье я рассказала, чем отличаются понятия человек, индивид и личность, дали примеры. Если вы хотите разобраться в себе, запишитесь на мою консультацию.

В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.

Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.

Записаться на консультацию

Интенсивный ритм жизни?
Получите он-лайн консультацию из любого уголка мира.

Skype, Viber.

Записаться на консультацию

Развитие личности

Развитие личности является частью общего развития человека. Оно является одной из главных тем практической психологии, но понимается она далеко неоднозначно. Используя словосочетание «развитие личности» учёные подразумевают, по крайней мере, четыре различные темы.

  1. Каковы механизмы и динамика развития личности (исследуется сам процесс)
  2. Что достигает личность в процессе своего развития (исследуются результаты)
  3. Какими способами и средствами родители и общество могут сформировать из ребёнка личность (исследуются действия «воспитателей»)
  4. Как человеку можно развивать себя, как личность (исследуются действия самого человека)

Тема развития личности всегда привлекала множество исследователей и рассматривалась с разных сторон. Для одних исследователей наибольший интерес в развитии личности представляет влияние социально-культурных особенностей, способы этого влияния и модели воспитания. Для других предметом пристального изучения является самостоятельное развитие человеком себя, как личности.

Развитие личности может быть как естественным процессом, не требующим участия со стороны, так и осознанным, целенаправленным. И результаты будут существенно отличаться друг от друга.

Индивидуальность в психологии. Что это такое, как сохранить, примеры, признаки, черты, структура, предпосылки, виды, формы проявления

Помимо того, что человек способен развивать себя самого, он может развивать и других. Для практической психологии наиболее характерна помощь в развитии личности, разработка новых методик и инноваций в этом вопросе, различные тренинги, семинары и обучающие программы.

Подробнее про развитие личности читайте в отдельном уроке данного тренинга.

Основные теории исследований личности

В любом человеке можно встретить переплетение самых разнообразных черт личности, как положительных, так и отрицательных. Хотя невозможно утверждать с абсолютной уверенностью, что конкретная черта характера является положительной или, напротив, отрицательной, например, склонность к разного рода авантюрам может как помочь в процветании, так и обеспечить огромные проблемы в зависимости от того, насколько обдуманно человек участвует в авантюрах.

О зависти, к примеру, принято упоминать как о крайне отрицательном личностном свойстве, однако она может стимулировать испытывающего зависть двигаться вперед и добиваться гораздо большего, чем другие. В целом можно сказать, что определяющую роль играет не столько конкретная черта характера, сколько умение правильно ее применять, а также ее комбинация с другими свойствами личности. Но с моральной точки зрения наиболее характерные черты личности все же принято подразделять на отрицательные и положительные.

Негативные черты

  1. Человеческая гордыняГордыня. По религиозному определению она считается не просто отрицательной чертой человеческого характера, а смертным грехом. И не зря: объятая гордыней личность позиционирует себя как короля целой Вселенной, которому все на свете позволено и вокруг которого вращается весь земной шар. Если человек не пытается обуздать эту пагубную черту характера, до добра она точно не доведет.
  2. Тщеславие, эгоизм. Это личностное свойство порождает многие другие отрицательные черты, поскольку для эгоиста имеют значение исключительно собственные нужды, а на желания остальных ему попросту наплевать. Как правило, люди, зацикленные на себе, неспособны на жалость и сострадание к окружающим.
  3. Ревность как черта характераРевность. Является своеобразным детищем двух предыдущих черт — человек, в характере которого присутствуют гордыня и эгоизм, подспудно воображает, что он вправе безраздельно владеть кем-то другим.
  4. Жадность. Хотя и говорят, что все богатые люди жадные, иначе не были бы богатыми, жить рядом с жадным человеком очень тяжело, практически невыносимо. Иной раз такая черта приобретает ненормальный характер — стремление сэкономить доходит до такой степени, что человек начинает контролировать, сколько мыла или шампуня используют его домашние и запрещает им покупать даже крайне необходимые вещи.
  5. Зависть. Как говорилось выше, она может быть двигателем прогресса, стимулируя того, кто ее испытывает, к дальнейшему развитию, но гораздо чаще зависть толкает на отвратительные поступки, разъедая душу изнутри.
  6. Человеческая жестокостьЖестокость. Черта мерзкая, крайне отвратительная. Жестокие люди - по определению слабые и неуверенные, им недостает мужества противостоять равным себе по силе, поэтому они самоутверждаются, мучая и унижая слабых.
  7. Гнев и злость. Периодически такие эмоции проявляются у всех и являются проходящими. Однако бывают случаи, когда детские обиды порождают постоянную злобу, которая накапливается годами и вырывается наружу в самых жестоких поступках либо навсегда остается внутри человека, тем самым разрушая, "съедая" его.
  8. Лень и тунеядствоЛень и тунеядство. Само собой разумеется, что человеку с такими чертами характера успеха в жизни не видать.
  9. Мстительность. Эту черту заслуженно считают одной из наиболее разрушительных, поскольку неумение прощать имеет свойство "селиться" не только в человеческой душе, но и в теле, вызывая множество заболеваний.
  10. Хитрость. Весьма спорная особенность характера, и стопроцентно отрицательной ее назвать нельзя - все зависит от того, с какой целью использовать хитрость.
Предлагаем ознакомиться  Комбинированное плоскостопие у ребенка

Положительные черты

Перечислять позитивные особенности характера можно очень долго, однако к самым значимым можно отнести:

  1. Доброта людейДоброту. Добрые люди по природе своей бескорыстны. Они с радостью помогают всем, кому могут помочь, жалеют и поддерживают других. По-настоящему добрые личности достаточно редки, и к ним с радостью тянутся окружающие.
  2. Смирение. Эта черта характера считается чем-то из области религии, и вызывает на некоторых лицах ироничные усмешки. Хотя многим людям, которые вечно всем недовольны, не мешало бы поучиться смирению.
  3. Сострадание и щедрость. Такие особенности личности хороши не только для самого человека, но и для окружающих - готовность отдать ближнему последнюю рубаху и последний кусок хлеба может однажды спасти чью-то жизнь.
  4. Доверие друг к другуДоверие и доброжелательность. Человек с открытой душой, искренне радующийся за других, желающий им добра и благополучия, по определению не вызывает отрицательных эмоций.
  5. Искренность. Недаром считается, что доверие - это очень дорогой и скоропортящийся товар. Тот, кто поступает честно, всегда будет пользоваться любовью и уважением.
  6. Оптимизм. Оптимистичные люди - настоящее спасение во множестве ситуаций. Они не только никогда не унывают сами, но поднимают настроение и окружающим. На оптимиста хочется равняться, рядом с ним появляется желание жить.
  7. Мужественность и внутренняя сила личностиМужественность. Нет, не мужская брутальность в сочетании со смазливой мордашкой. Мужественная личность - это человек волевой, стойкий, уверенный в своих силах, всегда готовый помочь нуждающемуся и защитить слабого.
  8. Порядочность. Увы, эта черта характера не передается по наследству - ее могут привить только родители, подавая надлежащий пример.
  9. Коммуникабельность. Умение общаться с людьми всегда ценится высоко, и в особенности оно полезно в нынешнее время, когда благодаря обилию электронных гаджетов люди практически утратили живой контакт друг с другом.
  10. Миролюбивые черты характераМиролюбие. Человек с этой чертой характера не любит ссор и конфликтов, и зачастую стремится примирить между собой и окружающих.
  11. Обаятельность. Обаятельный человек, умеющий правильно себя подать, останется привлекательным для других, даже если его внешность не вполне соответствует параметрам красоты.
  12. Открытость. Такой человек не держит камня за пазухой, не действует исподтишка и никогда не ударит в спину. За это его и любят окружающие люди.
  13. Педантичность – двоякая черта характераПедантичность. Весьма двоякая черта, как и хитрость. У педантичного человека все разложено по полочкам, вся жизнь должна идти по четкому плану. Таких людей очень любят руководители, ставя их в пример другим работникам. Однако чрезмерная педантичность обычно ничего хорошего не приносит.

Само собой, все вышесказанное не является аксиомой, и предугадать, как отреагирует конкретный человек на ту или иную ситуацию, как поведет себя в ней, практически невозможно, даже близко его зная. Кроме этого, отрицательные черты характера можно:

  • уменьшить,
  • превратить в положительные.

Однако это достигается долгой и упорной работой над собой, а такое, к сожалению, под силу далеко не многим.

Основные направления в исследованиях личности можно выделить, начиная примерно с середины XX века. Далее мы рассмотрим некоторые из них, а для самых популярных (Фрейд, Юнг) приведём примеры.

Это психодинамический подход к изучению личности. Развитие личности рассматривалось Фрейдом в психосексуальном плане, и им была предложена трёхкомпонентная структура личности:

  • Ид – «оно» в нём содержится всё унаследованное и заложенное в конституции человека. Каждый индивид обладает базовыми инстинктами: жизни, смерти и сексуальными, важнейшим из которых является третий.
  • Эго – «я» это часть психического аппарата, находящаяся в контакте с окружающей реальностью. Основная задача на этом уровне – самосохранение и защита.
  • Супер эго – «сверх я» это так называемый судья деятельности и мыслей эго. Здесь выполняются 3 функции: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.

Индивидуальность в психологии. Что это такое, как сохранить, примеры, признаки, черты, структура, предпосылки, виды, формы проявления

Теория Фрейда, пожалуй, самая популярная из всех теорий психологии. Она широкоизвестна, потому что раскрывает глубинные особенности и стимулы человеческого поведения, в частности сильное влияние сексуального влечения на человека. Основное положение психоанализа заключается в том, что человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями, и эти влечения преимущественно бессознательны.

Один из методов психологической теории Фрейда, при её подробном изучении, говорит о том, что нужно научиться использовать свою избыточную энергию и сублимировать её, т.е. перенаправлять на достижение определённых целей. Например, если вы отмечаете, что ваш ребёнок чрезмерно активен, то эту активность можно направить в нужное русло – отправить ребёнка в спортивную секцию.

В качестве ещё одного примера сублимации можно привести такую ситуацию: вы стояли в очереди налоговой инспекции и столкнулись с наглым, грубым и негативным человеком. В процессе он накричал на вас, оскорбил, тем самым вызвав бурю негативных эмоций – переизбыток энергии, которую нужно куда-то выплеснуть.

Для того, чтобы ознакомиться с методом сублимации детальнее, посетите эту страницу.

Знания о теории Фрейда можно использовать и в другом аспекте – толковании сновидений. По Фрейду, сон – это отражение чего-то, что находится в душе человека, о чём он сам может даже и не догадываться. Подумайте о том, какие причины могли привести к тому, что вам приснился тот или иной сон. То, что вам первое придёт в голову в качестве ответа и будет иметь наибольший смысл.

Применяйте знания Фрейда и в личной жизни: в исследовании своих отношений с любимым человеком вы можете применить на практике понятия «трансфер» и «контр-трансфер». Трансфером называется перенос чувств и привязанностей двух людей друг на друга. Контр-трансфер – это обратный процесс. Если разобраться в этой теме более подробно, то можно выяснить, почему в отношениях возникают те или иные проблемы, что делает возможным их скорейшее разрешение. Очень подробно об этом написано здесь.

Подробнее о теории Зигмунда Фрейда читайте в Википедии.

Юнг ввёл понятие «Я», как стремление индивида к единству и целостности. А в классификацию типов личности положил направленность человека на себя и объект – разделил людей на экстравертов и интровертов. В аналитической психологии Юнга личность описывается как результат взаимодействия устремлённости в будущее и индивидуально врождённой предрасположенности. Также особое значение придаётся движению личности по пути самореализации с помощью уравновешивания и интегрирования различных элементов личности.

Признаки, черты и виды

Не всякая особенность человека может быть отнесена к его устойчивой постоянной черте характера. Мы уже сказали, что добряк может вспылить, а к примеру, оптимист впасть в тоску. Но первого мы не опишем как агрессора, а второго как нытика.

В психологии выделяют три ведущие группы черт характера, которые в совокупности его и составляют.

В эту группу входят как положительные, так и отрицательные характеристики, показывающие отношение личности к себе, ее самосознание.

Черты характера со знаком «плюс» - внутреннее достоинство, честь, гордость, самокритичность, уместная скромность, адекватная самооценка.

Черты со знаком «минус» - тщеславие, завышенное самомнение и самооценка, гордыня (не путать с гордостью), обидчивость, застенчивость (не путать со скромностью).

Характеристики, показывающие основу взаимоотношений личности с другими людьми - в семье, в коллективе, в кругу друзей.

Черты характера со знаком «плюс» - отзывчивость, уважение, коммуникативность, чуткость, готовность прийти на помощь, умение работать в команде, порядочность.

Черты со знаком «минус» - бездушие, презрение к другим, снобизм, хамство, пренебрежение, замкнутость, черствость, индивидуализм.

В этой группе объединены черты характера, относящиеся к своему делу, профессии, труду в целом.

Черты характера со знаком «плюс» - трудолюбие, активность, ответственность, креативность, склонность к творчеству, инициативность.

Черты со знаком «минус» - лень, прокрастинация, безответственное отношение к делу, безынициативность, пассивность.

На основе выборки указанных характеристик можно составить портрет личности.

Индивидуальность в психологии – это особенность набора определенных характеристик, которые присущи лишь одному субъекту. Все черты формируются в ходе жизни человека, а также его трудовой деятельности, увлечений и хобби.

Например, индивидуальность может быть социальной или исключительно психологической. Если говорить о физиологических чертах индивидуальности, то в этом случае речь, прежде всего, идет о внешности, адаптационных свойствах. К социальным чертам индивидуальности относятся культурные особенности, которые формируются в процессе становления личности.

За всю жизнь человек может менять отдельные черты своей индивидуальности в зависимости от того, в какой социальной среде он находится. Существуют определенные этапы становления индивидуальности.

Индивидуальность в психологии. Что это такое, как сохранить, примеры, признаки, черты, структура, предпосылки, виды, формы проявления

Поэтому сказать, что человек на протяжении всей жизни остается неизменным, очень тяжело. Хотя изменения чаще всего не настолько кардинальны. Прежде всего, они происходят при самом важном процессе становления личности – социализации.

Однако нужно учитывать, что к социализации проявляют способности даже престарелые люди, которые на протяжении долгого времени вели затворнический образ жизни. К социализации можно отнести желание человека научиться использовать различные гаджеты и современные средства технического обеспечения, которых в момент его молодости не существовало.

То есть фактически человек сначала проходят первичную социализацию, но через некоторое время его индивидуальные характеристики снова могут измениться по мере изменений в мире.

Это лишний раз подтверждает слова Я. Буркхадта, который первым начал говорить о том, что в разные времена отличалась и индивидуальность. То есть ее черты меняются с течением времени. Если раньше главным признаком индивидуальности был внешний вид, то теперь это развитие человека во многих сферах.

Также существует 2 вида индивидуальности:

  • Выраженная. В этом случае речь идет об открытой демонстрации своих особенностей. Человек не скрывают того, что он отличается от его социальной группы и всячески пытается обратить на это внимание. Нередко личность просто даже не понимает, насколько ярко проявляется ее непохожести.
  • Скрытая. Она характеризуется потенциальными особенностями человека, однако в этом случае он так и не смог найти благоприятные условия для того, чтобы открыто демонстрировать свою непохожесть. Например, если человека рос в глубоко набожной семье, но при этом он обладает и немного другим видением? и мышлением, то в этом случае он понимает, что открыто демонстрировать свою непохожесть не стоит. Это может испортить его отношения с окружающими людьми, то есть вытеснить его из социума.

Положительные черты

Какие бывают типы характера

В психологии существует несколько классификаций типов характера. Одной из самых известных является типология, предложенная американским психоаналитиком Александром Лоуэном.

Тип характера Его характеристики
Оральный У человека наблюдается резкая смена настроений, выражена зависимость от окружающих. Инфантильность, склонность к меланхолии и депрессии, боязнь быть отвергнутым, низкая самооценка.
Мазохистский Личность любить страдать, обладает очень высокой чувствительностью. Присутствует интуиция. В себе не уверены, замкнуты.
Истерический Высокий уровень амбиций, умение контролировать поведение и действия. Надменность, рациональное мышление. Развитые эмоции при способности их сдерживания.
Шизоидный Очень низкая самооценка, отсутствие контроля над эмоциями и их неадекватность. Аффективные нарушения.
Психопатический Желание доминировать, повышенная тревожность. Превалирование вопросов имиджа над внутренним содержанием. Озабоченность контролем над обстоятельствами.
Нарциссический Уверенность в себе, высокие амбиции. Агрессивность, напористость, высокомерность, упорство.

Также в психологии индивидов разделяют на интровертов (замкнутые) и экстравертов (общительные).

Можно выделить еще одну типологию характеров.

Тип характера Его характеристики
Гипертимный Человек очень общительный, «разговористый», с выраженной мимикой. Много инициативы и энергии, но легко выходит из себя.
Дистимный Пессимисты-интроверты. Имеют обостренное чувство справедливости, круг друзей очень ограничен. Тяжело принимают решения, медлительны.
Возбудимый Властолюбивы, любят конфликтные ситуации. Очень неприятны в общении. В спокойном состоянии внимательны и педантичны, в возбужденном агрессивны и раздражительны.
Застревающий Человек надменный, обожает поучать других, считает себя умным. Завышенные требования как к себе, так и другим людям
Тревожный Личность крайне неуверенна в себе, боится споров и конфликтов. Ищет повсеместно поддержку.
Демонстративный Общительный, приспосабливаемый. Интриган. Могут вызывать раздражение из-за своей самоуверенности. Прирожденный артисты, хвастливы, лицемерны.

Социальный характер личности

Понятие социального характера введено в науку Э. Фроммом.

Социальный характер личности – это совокупность черт, которая возникает у людей, входящих в состав одной социальной группы. Причем эти особые черты появились под воздействие общих переживаний и идентичного образа жизни.

Психологом разработаны два типа социальных характеров: неплодотворные и плодотворные.

Неплодотворные

Вид социального характера Его признаки
Рецептивный Характеризуется слабоволием, раболепием, низкой активностью, малодушием.
Эксплуативный Присущи амбициозность, высокий уровень агрессии, эгоцентризм, высокомерие.
Накопительный Доминирующие признаки: отсутствие творческого начала, язвительность, упорность, собственнический инстинкт, подозрительность,
Рыночный Характеризуются такими признаками как: отсутствие принципиальности, беспринципность, низкая целеустремленность

Неплодотворными данные типы названы потому, что они являются «берущими», полагающими, что получить благо можно только из вне.

Плодотворный тип

Индивидуальность в психологии. Что это такое, как сохранить, примеры, признаки, черты, структура, предпосылки, виды, формы проявления

Это некий гуманистический идеал, к которому нужно стремиться. Для него характерны: полагание на свои силы и их использование как для получения благ, так и для отдачи другим людям. Плодотворный социальный характер отдает, а не получает, в его основе лежит любовь, высшей степенью которой является материнская любовь, не знающая эгоизма.

Скрытая и явная акцентуация характера личности

Под акцентуацией понимаются доминирующие черты характера личности, то есть одни признаки развиты у нас умеренно, а другие чрезмерно.

В результате акцентуации (от слова «акцент», т.е. усиление) личность становится дисгармоничной.

Усиление отдельных черт:

  • обуславливают уязвимость человека, являются его слабым местом, «ахиллесовой пятой»;
  • ограничивает способности человека в тех или иных сферах деятельности.

Например, личность с акцентуацией слабоволия может быть использована и людьми и совершенно не пригодна для работы на руководящих должностях.

Акцентуация - это не психологическое или психическое отклонение, а крайний вариант нормы.

Причин тому несколько:

  • доминирование одной черты формируется только на отдельных этапах развития, с возрастом может минимизироваться;
  • акцентуация проявляется не всегда, а только при определенных обстоятельствах;
  • акцентуация никак не мешает человеку адаптироваться в социуме, за исключением ряда ограничений, о которых мы упомянули выше.
Тип акцентуации Характеристика
Демонстративный Желание быть в центре внимания: «на свадьбе женихом, на похоронах покойником». Поведение нарочитое, хвастовство.
Педантичный Осторожность, боязнь перемен, тщательность, продуманность.
Возбудимый Очень импульсивное поведение. Живет порывами, инстинктами, влечениями.
Гипертемический Всегда весел, активен, жаждет жизни. Общителен, оптимистичен, легко преодолевает трудности.
Застревающий Долго помнит обиды и неприятности, мстителен, мелочен
Дистимический Пессимист, всегда печален и уныл. Сконцентрирован на темных сторонах жизни.
Циклотимический Перепады от жажды жизни к пессимизму происходят часто и регулярно.
Экзальтированный Бурная реакция на любое событие, состояние от восторга до вселенской печали.
Эмотивный Высокая чувствительность, эмпатия, задушевность, слезливость.
Тревожный Беспокойство по любому поводу и без повода. Настороженность, робость, неуверенность.

Акцентуация считается явной в случаях, когда она сопровождает человека большую часть времени, почти всегда.

Индивидуальность в психологии. Что это такое, как сохранить, примеры, признаки, черты, структура, предпосылки, виды, формы проявления

Если доминирование какой-либо черты появляется в стрессовых или критических ситуациях, то акцентуация называется скрытой.

, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector
//удаляем вывод миниатюры при открытии полной записи start function wph_remove_thumbnail_single($html, $post_id, $post_image_id) { if ( !is_single() ) { return $html; } else { return ''; } } add_filter('post_thumbnail_html', 'wph_remove_thumbnail_single', 10, 3); //удаляем вывод миниатюры при открытии полной записи end