Дио лечение
Назад

Деменция у детей - Секреты медицины

Опубликовано: 23.04.2020
Время на чтение: 25 мин
0
8

Причины заболевания у детей

Деменция представляет собой острое психическое нарушение, которое возникает вследствие различных поражений головного мозга. При деменции происходит распад уже сложившегося интеллекта. В медицине обычно выделяется прогрессирующая и органическая деменция у детей.

Прогрессирующая деменция у детей – это стабильное ухудшение состояния головного мозга пациента. Для этой формы деменции характерно нарастание симптоматики по мере прогрессирования основного заболевания. Чаще всего прогрессирующая деменция развивается в следующих случаях:

  • генетических заболеваний (болезнь Ньюмана-Пика, болезнь Лафора, синдром Санфилиппо). Симптомы врожденных патологий могут проявляться через несколько лет после рождения ребенка;
  • сосудистая деменция — нарушение работы сосудов головного мозга и шейного отдела, в результате чего нейроны не получают необходимые питательные вещества;
  • заболевания спинного мозга;
  • синдром приобретенного иммунодефицита.

Органическая деменция у детей является осложнением определенных заболеваний. При органической деменции наблюдаются стабильные нарушения работы головного мозга без дальнейшего усугубления. Причиной развития органической деменции являются:

  • инфекционные заболевания менингит, энцефалит;
  • черепно-мозговая травма;
  • интоксикация лекарственными веществами.

Следует отметить, что приобретенное вследствие травм или инфекций психическое недоразвитие ребенка называют олигофренией и иногда эту патологию путают с деменцией. Данные состояния отличаются тем, что при олигофрении страдает вся психическая деятельность человека, а при деменции нарушаются уже частично сформированные функции мышления.

Деменция – что это? Это острое нарушение психический функций, при котором уже сложившийся интеллект распадается, разрушается личность человека. Причины развития деменции отличаются. Так, прогрессирующая патология, для которой характерно постепенное развитие симптомов, возникает вследствие следующих причин:

  • Генетические заболевания, к которым относится болезнь Ньюмана-Пика, Лафора, синдром Санфилипо. Признаки патологии, в данном случае, проявляются спустя несколько лет после того, как ребенок родился.
  • Сосудистые нарушения, которые происходят в головном мозге и шейном отделе. Как следствие, к нервным клеткам не поступают требуемые питательные вещества.
  • Болезни спинного мозга.
  • Приобретенный иммунодефицит.

Органическая деменция может возникнуть вследствие некоторых заболеваний. К основным причинам ее развития относятся:

  • различные нейроинфекции – энцефалит, менингит;
  • перенесенные черепно-мозговые травмы;
  • тяжелая интоксикация различными медикаментами.

Деменция у детей - Секреты медицины

Зачастую после нейроинфекций и ЧМТ также развивается олигофрения. Но это психическое недоразвитие, тогда как деменция, симптомы которой меняются в зависимости от стадии, это утрачивание уже сформированных навыков.

Слабоумие встречается не только у престарелых людей, но и у детей. В соответствии с медицинской статистикойуровень детского слабоумия в России составляет 1,64%.

Для сравнения: в Канаде этот показатель равен 1,12%, в Финляндии 1,19%, в США 1,2%, в Австралии 1,43%, в Китае 1,71%.

Детское слабоумие может быть врожденным или приобретенным.Его основными причинами являются:

  • инфекционные заболевания, перенесенные женщиной во время беременности;
  • преждевременные роды;
  • асфиксия и травмы, полученные во время родов;
  • социально-педагогическая запущенность в раннем возрасте;
  • генетические заболевания;
  • черепно-мозговые травмы, ушибы и сотрясения мозга;
  • энцефалит, менингит, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ);
  • нарушение сосудистого кровотока и недостаточное питание тканей головного мозга.

Установить первопричину слабоумия у детей и подростков удается далеко не во всех случаях.

Для решения этой сложной задачи требуется помощь квалифицированных специалистов и комплексная диагностика всего организма.

Одной главной причины возникновения олигофрении не существует, однако ученые выявили целый ряд факторов, ведущих к слабоумию:

  • Наследственный фактор.
  • Хромосомные аномалии и мутации генов.
  • Влияние факторов окружающей среды: пренатальные (предродовые), перинатальные (факторы, относящиеся к предродовому периоду, непосредственно родам и первому времени после них), постнатальные (послеродовые).
  • Инфекция.

Довольно часто можно встретить детей со слабоумием, родители которых также страдали этим заболеванием. Также бывают случаи, когда врачи не могут установить одну главную причину болезни, так как к ее возникновению могут привести различные факторы: кровоизлияние в мозг, внутриутробная инфекция, гипоксия плода и пр.

Деменция у детей - Секреты медицины

Причиной слабоумия может стать инфекция, мутация генов, наследственный фактор

Органическая деменция у детей – приобретенная форма слабоумия, характеризующаяся снижением познавательной деятельности, утратой приобретенных практических навыков, усвоенных знаний. Заболевание проявляется снижением запоминания, мыслительных функций, временной и пространственной дезориентацией, нарушениями речи и письма, невозможностью самообслуживания.

Диагностика включает инструментальные методы исследования головного мозга (МРТ, КТ), клинический опрос, осмотр невролога, психиатра, психодиагностические методики оценки когнитивной сферы, эмоциональных и личностных особенностей. Лечение предполагает применение психостимуляторов, ноотропных препаратов, психокоррекцию.

Название заболевания «резидуальная органическая деменция» имеет латинское происхождение. «Резидуальный» означает «оставшийся», «сохранившийся», подчеркивает состояние, не поддающееся изменению, коррекции. Слово «органический» указывает на наличие поражений тканей мозга. «Деменция» переводится как «понижение», «утрата разума».

Распространенным синонимичным названием является «слабоумие», «органическое слабоумие». Эпидемиология заболевания хорошо изучена у пациентов от 65 лет, данных о распространенности патологии среди детей недостаточно. Отчасти это связано со сложностью диагностического процесса: симптомы перекрываются проявлениями основного заболевания.

Детское слабоумие развивается после воздействия на организм ребенка факторов, нарушающих работу структур мозга. Причинами болезни являются:

  • Нейроинфекции. Органическая деменция возникает как осложнение менингитов, энцефалитов, церебрального арахноидита.
  • Черепно-мозговые травмы. Заболевание может стать следствием ушиба головного мозга, открытых повреждений.
  • ВИЧ-инфекция, СПИД. Поражение центральной нервной системы приводит к развитию энцефалопатии, проявляющейся слабоумием.
  • Токсическое поражение ЦНС. У детей повреждение структур головного мозга наблюдается при интоксикации лекарственными препаратами (блокаторами ДНК-гиразы, антихолинергическими веществами, кортизоном), тяжелыми металлами (свинцом, алюминием). У подростков выявляются случаи алкогольной и наркотической деменции.

Деменция у детей - Секреты медицины

познавательных функций, практических умений, эмоциональных реакций, личностных черт. С патогенетической точки зрения органическая форма деменции рассматривается как остаточные явления поражений головного мозга. Она характеризуется стабильным снижением умственных функций без последующего усугубления.

Органическая деменция у детей подразделяется по этиологическому фактору: интоксикационная, инфекционная и т. д. Другим основанием для классификации является степень тяжести патологии:

  • Легкая. Симптомы сглажены, у дошкольников зачастую долго не обнаруживаются, бытовые навыки остаются сохранными. У школьников нарастает учебная неуспеваемость, снижается социальная активность.
  • Умеренная. Ребенок нуждается в уходе, поддержке со стороны взрослого.
  • Тяжелая. Необходим постоянный надзор, нарушается речь, навыки самообслуживания.

Клиническая картина органического слабоумия у детей определяется возрастом. Церебральные поражения, перенесенные в школьном возрасте, характеризуются контрастом между эрудированностью, уровнем развития навыков и актуальными познавательными возможностями. Речь фонетически полноценная, грамматически и синтаксически правильная, словарный запас достаточный, бытовые и школьные навыки сформированы.

Способность к абстракции проявляется в единичных случаях либо отсутствует: недоступно переносное значение пословиц, поговорок, непонятен юмор, затруднен перенос опыта из одной ситуации в другую. Усвоенные прежде знания сохраняются, но их использование ограничено, актуальная продуктивность мышления снижена.

Внимание неустойчивое, быстро истощаемое, запоминание дается с трудом. Определяются аффективные и личностные нарушения. Ребенок неустойчив эмоционально, отмечаются частые перепады настроения. Исчезают нюансы эмоций, нарастает обеднение, уплощение. Тяжелые формы характеризуются преобладанием полярных состояний удовольствия-неудовольствия. Деградация личности проявляется сужением интересов, стремлением к удовлетворению элементарных потребностей.

У детей дошкольного и раннего возраста симптоматика органической деменции иная. Центральное место занимает выраженное психомоторное возбуждение. Ребенок эмоционально неустойчивый – реакции радости быстро сменяются гневом, плачем. Эмоциональная сфера крайне обеднена: не формируется чувство привязанности, отсутствует тоска по матери, нет реакций на похвалу, порицание.

Познавательные функции нарушены тотально. Восприятие расплывчатое, суждения поверхностны, носят случайный характер, строятся на базе спонтанного образования ассоциаций, повторения без осмысления. Анализ ситуации и перенесение опыта недоступны – обучаемость снижена, усвоение нового материала затруднено.

Абстрактное мышление отсутствует. Определяются грубые расстройства внимания. Интеллектуальный дефект, внутренняя дезорганизованность проявляются упрощением игры: преобладает бесцельная беготня, катание по полу, бросание и разрушение игрушек, предметов. Принятие правил, освоение игровых ролей недоступно.

  1. Инфекции головного мозга – менингококковая инфекция, микробактерии туберкулеза, энцефалит, осложненные корь, краснуха, паротит, другие инфекционные заболевания нервной системы, поражающие интеллект.
  2. Серьезные черепно-мозговые травмы.
  3. Нарушение мозгового кровообращения.
  4. ВИЧ-инфекция.
  5. Отравление медицинскими препаратами.
  6. Опухоли головного мозга.
  7. Вследствие генетических заболеваний.
  • Нейроинфекции.Органическая деменция возникает как осложнение менингитов, энцефалитов, церебрального арахноидита.
  • Черепно-мозговые травмы.Заболевание может стать следствием ушиба головного мозга, открытых повреждений.
  • Инфецирование ВИЧ.ВИЧ-инфекция, протекающая с клиническими проявлениями (СПИД),способна поражать центральную нервную систему. Поражение головного мозга приводит к развитию энцефалопатии, проявляющейся слабоумием.
  • Токсическое поражение ЦНС.У детей повреждение структур головного мозга наблюдается при интоксикации лекарственными препаратами (блокаторами ДНК-гиразы, антихолинергическими веществами, кортизоном), тяжелыми металлами (свинцом, алюминием). У подростков выявляются случаи алкогольной и наркотической деменции.
  • Фармакотерапия.Назначаются средства, улучшающие обмен веществ мозговых нервных клеток, мозговой кровоток. Повышению умственных способностей, выносливости при психических и физических нагрузках способствует применение ноотропных средств, психостимуляторов.
  • Психолого-педагогическая помощь.Психокоррекционные занятия проводит психолог-педагог, клинический психолог. Они направлены на развитие мыслительных способностей, внимания, памяти. Организуются с учетом церебрастенических/энцефалопатических нарушений ЦНС пациента. В зависимости от степени деменции определяется уровень учебной нагрузки.
  • генетических заболеваний (болезнь Ньюмана-Пика, болезнь Лафора, синдром Санфилиппо). Симптомы врожденных патологий могут проявляться через несколько лет после рождения ребенка;
  • сосудистая деменция – нарушение работы сосудов головного мозга и шейного отдела, в результате чего нейроны не получают необходимые питательные вещества;
  • заболевания спинного мозга;
  • синдром приобретенного иммунодефицита.

Общее

Деменция – это приобретенная форма слабоумия, которая характеризуется снижением тяги к познавательной деятельности, утратой бытовых навыков и приобретенных знаний. Основные признаки деменции – это ухудшение памяти, мышления, дезориентация в пространстве и времени, нарушение письменных и речевых навыков, отсутствие простейших навыков самообслуживания.

Болезнь диагностируют с помощью инструментальных методов, таких, как КТ или МРТ, клинического опроса, осмотра различных специалистов. Диагноз деменция устанавливается на основании личностных и эмоциональных особенностей пациента. Болезнь лечат с помощью различных препаратов, а также психологической коррекции.

Название заболевания имеет латинское происхождение. «Деменция» переводится, как «утрата разума». Именно поэтому слабоумие обозначают именно данным термином. Особенно хорошо причины деменции изучены у пациентов старше 65 лет. Эпидемиологические данные о болезни детей исследованы не до конца. Это связано с трудностями проведения диагностики. Симптомы деменции весьма разнообразны.

Деменция – это приобретенное слабоумие. Оно возникает не только у взрослых, но и у детей. Для правильного понимания терминологии следует разграничить некоторые понятия:

  1. Детям до трех лет жизни не выставляется диагноз «деменция у детей». В таком случае выставляется «умственная отсталость» или «олигофрения».
  2. После трех лет также не выставляется «детская деменция». В таком случае правильная терминология – органическое поражение у детей.

Сама же клиническая картина органического поражения схожа с симптоматикой органической деменции. В каком возрасте начинается деменция – с момента воздействия патологического фактора на головной мозг.

Причины

Деменция в раннем возрасте возникает вследствие таких причин:

  • Нейроинфекции, поражающие ткани головного мозга: энцефалит, менингит, менингоэнцефалит, арахноидит.
  • Черепно-мозговые травмы, повреждающие вещество мозга.
  • Хроническая интоксикация, например, интоксикация лекарственными препаратами или часто введение наркоза. У детей подросткового возраста интоксикация может возникать из-за употребления алкоголя или наркотиков.

Все названные причины развивают дегенеративные изменения коры и подкорковых структур головного мозга. Вследствие нейродегенерации ослабляются когнитивные свойства ребенка.

Часто детское слабоумие выступает в роли резидуальной органической деменции. Термин «резидуальный» значит «остаточный». Это означает, что недостаток интеллекта возникает вследствие перенесенных патологических состояний.

Приобретенное слабоумие у детей классифицируется по причине. Например, ребенок попал в аварию. В результате удара повредилось левое полушарие, из-за чего возник интеллектуальный дефект. В таком случае выставляется диагноз «травматическое органическое поражение головного мозга у ребенка». Если это нейроинфекция – «инфекционное органическое поражение».

Стадии деменции

Деменцию классифицируют в зависимости от степени ее тяжести на несколько стадий. Принято выделять следующие стадии деменции:

  • Легкая стадия. На такой стадии деменции симптомы сглажены, поэтому их долго не обнаруживают. Все бытовые навыки пациента сохраняются, но социальная активность и стремление к знаниям снижаются.
  • Умеренная стадия. На такой стадии проявления деменции уже более выражены. Пациенту требуется постоянная помощь в уходе, психологическая поддержка.
  • Тяжелая стадия. На этой стадии болезнь развивается окончательно. Пациент утрачивает навыки речи, самообслуживания. Он должен находиться под постоянным контролем. Не менее важен качественный уход.

Классификация

  • Легкая.Симптомы сглажены, у дошкольников зачастую долго не обнаруживаются, бытовые навыки остаются сохранными. У школьников нарастает учебная неуспеваемость, снижается социальная активность.
  • Умеренная.Ребенок нуждается в уходе, поддержке со стороны взрослого.
  • Тяжелая.Необходим постоянный надзор, нарушается речь, навыки самообслуживания.

По степени выраженности дефектов различают несколько основных видов слабоумия:

  1. Дебильность. Самая легкая степень олигофрении, люди с данным расстройством вполне адекватны, но при этом имеют узкий круг интересов, не выходящих за пределы быта. Такие люди не способны к аналитическому и абстрактному мышлению, они выполняют одну привычную работу, которой научились еще в детстве, но не могут научиться чему-то новому. Для дебильности характерно рутинное мышление, отсутствие фантазии и конструктивизма. Больные способны воспринимать и запоминать простые мысли, но им не удается понять абстрактные понятия, сделать сложный вывод из сложившейся ситуации. Дебильность распознается сложнее, чем все остальные виды слабоумия, это связано с отсутствием грубых расстройств, как, например, при имбецильности. Дебилы способны выполнять простую работу, зачастую исполнительны и соблюдают установленные правила.
  2. Имбецильность. Средняя степень заболевания, при которой человек ограничен в словарном запасе, хотя и способен обслужить себя, воспринимает обращения к себе, выполняет несложную работу. Данный вид характеризуется ограниченной способностью к запоминанию, бедным мышлением и суждением, невозможностью самостоятельно принимать важные решения. Такие люди нуждаются в постоянной опеке, даже если они обладают простыми навыками самообслуживания. Их можно спокойно привлекать к работе, они достаточно хорошо ориентируются в повседневной жизни, помнят близких людей, но не способны усваивать новые знания.
  3. Идиотия. Самая тяжелая и неприятная форма олигофрении, когда пациент не разговаривает вообще или речь слишком нарушена, плохо воспринимает реальность, проявляет неадекватные эмоции. Также отсутствуют стандартные навыки самообслуживания, вследствие чего возникает необходимость в регулярном уходе за ними. Такие люди равнодушны ко всему происходящему вокруг, пассивны, обладают скудными эмоциями. Нередко можно встретить агрессивных людей, страдающих данным расстройством, они накапливают в себе злость и гнев, после чего проявляют эти эмоции по отношению к окружающим. Часто отсутствует инстинкт самосохранения, не выделяют родных и близких людей, нуждаются в помощи.
Предлагаем ознакомиться  Как правильно делать укол в ягодицу в домашних условиях взрослому для начинающих видео

Идиотия — самая тяжела форма слабоумия, едва поддающаяся лечению

Диагностика

Органическая деменция у детей выявляется с помощью клинических, инструментальных и патопсихологических методов. Процесс диагностики включает следующие этапы:

  • Консультация невролога.Специалист проводит опрос, собирает анамнез, оценивает общее состояние ребенка, сохранность рефлексов. Для определения характера повреждения, выявления атрофических процессов направляет на инструментальные обследования головного мозга: ЭхоЭГ, МРТ, ЭЭГ, КТ. По результатам данных клинического и инструментального обследования врач устанавливает основной диагноз, предполагает наличие деменции.
  • Консультация психиатра.Исследование направлено на выявление эмоционально-личностных и когнитивных нарушений. Детский психиатр проводит диагностическую беседу: оценивает умственные способности, особенности эмоционального реагирования, поведения ребенка. Для уточнения глубины дефекта назначает патопсихологическое обследование.
  • Консультация клинического психолога.После беседы с пациентом патопсихолог подбирает комплекс диагностических методов, направленных на исследование уровня памяти, интеллекта, внимания, мышления. В результатах описывается актуальное состояние когнитивных функций, тотальность или парциальность снижения, обучаемость. При сопутствующих нарушениях эмоционально-личностной сферы применяются проективные методики (рисуночные, интерпретационные с образным материалом), опросники (опросник Личко, патохарактерологический диагностический опросник). По итогам определяется патохарактерологическое развитие, преобладание эмоционального радикала, оценивается риск личностной и социальной дезадаптации.

Органическая деменция у детей требует дифференциальной диагностики с умственной отсталостью и прогрессирующей деменцией. В первом случае основное отличие заключается в характере снижения когнитивных функций и течении болезни: при умственной отсталости на первый план выходит снижение интеллекта, абстрактного мышления, относительная норма памяти, внимания.

Для выявления различных психоневрологических заболеваний рекомендуется проходить профилактический осмотр невролога с самого рождения малыша. Особенно, если ранее в семье встречались случаи заболеваний с деменцией.

Деменция у детей - Секреты медицины

Вовремя диагностировать деменцию может только специалист. При подозрении на развитие патологии проводят несколько специфических тестов, которые помогут определить состояние когнитивных функций. Назначают методы инструментального обследования: МРТ и резонансное сканирование головного мозга. Результаты обследования покажут степень поражения мозга. Дополнительно назначают биохимический анализ крови.

При диагностике деменции у детей учитывается общее состояние здоровья ребенка, его особенности, а также берется во внимание наследственный фактор. Эти данные помогут выбрать наиболее оптимальную тактику лечения. Ребенок проходит всестороннее обследование, поэтому он должен наблюдаться у невролога, психиатра и педиатра.

Нейродегенеративная болезнь деменция у молодых людей так же, как и у стариков, является неизлечимым и необратимым патологическим состоянием. Возможности современной медицины позволяют лишь замедлить у детей темпы ее прогрессирования. Если в семье уже были зарегистрированы случаи слабоумия среди кровных родственников, то с первых месяцев жизни ребенок должен находиться под постоянным наблюдением у невролога.

Детская деменция выявляется после тщательного изучения наследственного фактора, общих показателей здоровья, прохождения специальных когнитивных тестов. Визуализировать и оценить степень поражения головного мозга позволяет инструментальное обследование с помощью резонансного сканирования, КТ, МРТ, ЭЭГ. Проводятся биохимические анализы крови и генетические исследования.

Симптомы и лечение деменции у молодых людей устанавливают специалисты различных направлений: педиатры, психологи, психиатры, неврологи. Комплексная терапия должна быть постоянной, длительной и осуществляться под строгим контролем врачей, стандартно она включает следующие мероприятия:

  • прием лекарственных препаратов и витаминов для стимуляции обмена веществ в нервных клетках, питания тканей, улучшения кровообращения в головном мозге, укрепления сосудов;
  • назначение психостимуляторов, ноотропных веществ с целью улучшения памяти, внимания, физической выносливости, мыслительной деятельности;
  • консультации психолога и педагогов;
  • профилактические меры, направленные на повышение иммунитета, профилактика травм и заболеваний, отнесенных к факторам риска.

Деменция в молодости и у детей останавливает нормальный физиологический и умственный процесс развития человека. Несмотря на плохие прогнозы, важно сохранить личность подрастающего человека, его желание жить и бороться с болезнью. Учитывая негативное и настораживающее отношение общества к психически больным людям, необходимо позаботиться о создании доброжелательной окружающей среды, которая способствовала бы адаптации таких пациентов.

При подозрении на абсансную эпилепсию у детей, потребуется консультация эпилептолога и невролога. В ходе общения с пациентом и родителями врач обращает внимание на беспокоящие симптомы и выявляет возможную причину появления заболевания.

Чем вызывается

Патологический процесс развивается в связи с воздействием различных факторов, которые нарушают работу головного мозга. Иногда ребенок уже рождается с проблемой, но проявления возникают по мере роста.

Возникновение болезни связано с:

  1. Генетическими заболеваниями, выявить которые можно только в течение нескольких лет после родов. Слабоумие сопровождает болезнь Лафора, Ньюмана-Пика, нейродегенерацию.
  2. Инфекционными процессами, которые распространяются на головной мозг. Деменция является осложнением менингита и энцефалита.
  3. Травмами головы.
  4. Серьезными сбоями в работе иммунной системы.
  5. Нарушением тока крови в сосудах.
  6. Отравлением медикаментами.

Благоприятные условия для формирования патологии могут создавать и другие заболевания.

Степени тяжести

Развитие патологического процесса происходит в несколько стадий:

  1. Легкая. Наблюдается сглаженность симптоматики. Поэтому проблему у детей дошкольного возраста часто не выявляют. Наблюдается сохранение бытовых навыков. Школьники не успевают в учебе, страдают низкой социальной активностью.
  2. Умеренная. Ребенку нужен уход и поддержка взрослых.
  3. Тяжелая. Происходит нарушение речи, потеря навыков самообслуживания.

Симптомы зависят от степени тяжести проблемы.

Проявления

Деменция может быть прогрессирующей и резидуальной. Для патологии характерно постепенное нарастание признаков болезни. Проблема в этом случае связана с генетическими заболеваниями. Развитие основной патологии способствует развитию деменции.

Последней стадией развития считают органическую форму, при которой наблюдаются стабильные отклонения умственной деятельности и ситуация больше не ухудшается. Эта проблема связана с травмами, отравлениями, менингитом.

В зависимости от возраста болезнь может иметь разные проявления:

  1. Если проблема возникает у маленького ребенка, то он теряет все навыки, которые приобрел за время своей короткой жизни, сужается словарный запас, возникают трудности с высказыванием мыслей. Он уже не нуждается в близких, не ощущает привязанности. Постепенно малыш перестает ходить.
  2. В младшем школьном периоде наблюдается снижение трудоспособности, и возникают трудности с запоминанием. Речевые навыки не ухудшаются, но часто можно заметить, что ребенок путает цвета, формы.
  3. У ребенка старшего возраста наблюдают проблему в виде постоянного повторения одних и тех же действий.
  4. Деменция у подростков сопровождается ухудшением концентрации внимания, нарушением памяти, трудностями с осмыслением информации и созданием умозаключений. Снижается работоспособность и речь становится нечеткой и смазанной.

В первые годы жизни проблема никак себя не выявляет, и ее обнаруживают только в подростковом возрасте.

Иногда патология приводит к ухудшению жизненно важных функций и дети не доживают до десятилетнего возраста. Это происходит при болезни Лафора.

Остановить развитие патологического процесса нельзя, как и обратить поражения. С помощью современных терапевтических методик можно только замедлить ее течение.

Как ставят диагноз

Деменция в молодом возрасте требует тщательного обследования для подтверждения диагноза. Подтверждают наличие проблемы с помощью лабораторных, инструментальных и патопсихологических методов. Процесс диагностики заболевания состоит из:

  1. Консультации невролога. Врач опрашивает пациента, осматривает, проверяет ребенка на рефлексы и осуществляет сбор анамнеза. Чтобы подтвердить наличие повреждений и атрофических процессов прибегают к эхоэнцефалографии, магнитно-резонансной томографии, компьютерной томографии и другим инструментальным методикам. Исходя из результатов обследования, устанавливают диагноз и выявляют деменцию.
  2. Консультации психиатра. В ее ходе выявляют эмоционально-личностные и когнитивные нарушения. С ребенком беседует детский психиатр. Он делает выводы о том, каком состоянии умственные способности, оценивает поведение и эмоциональное реагирование. Чтобы уточнить глубину поражения прибегают к патопсихологическому исследованию.
  3. Беседы с патопсихологом. Он подбирает методики для обследования интеллектуальных особенностей, памяти, мышления.

Лечение

Клиническая деменция у детей определяется рядом диагностических методик, на основании которых подтверждают болезнь и подбирают подходящие варианты лечения.

Патология требует длительного системного лечения и организованности родителей. С помощью правильно подобранных терапевтических процедур можно скорректировать нарушения памяти, интеллекта, эмоционального состояния.

Прибегают к психолого-педагогической помощи, которая способствует развитию мышления, способности к запоминанию. Учебную нагрузку подбирают в зависимости от степени развития патологического процесса.

КОРРЕКЦИЯ

Лечение деменции у детей – довольно продолжительный процесс, он проходит под контролем врача-психиатра, однако стойкого улучшения добиваются очень редко. Больным с подобным заболеванием необходим ежедневный уход.

Лечение деменции у детей проводят с учетом происхождения болезни и течения основного процесса. Для снижения скорости развития болезни врач-психиатр назначает средства, улучшающие обмен веществ мозговых нервных клеток и мозговой кровоток.

Лечение детской деменции требует длительного времени и постоянного контроля врача.

Для улучшения обмена веществ в нервных клетках мозга и стимуляции мозгового кровотока доктор назначает специальные лекарственные препараты. Это позволяет снизить скорость прогрессирования болезни.

Осложнения

При деменции у ребёнка может развиваться депрессивное состояние. Чаще всего, это свойственно ранним стадиям заболевания. Прогрессирующая болезнь ухудшает умственные и физические способности детей. Если не работать над замедлением болезни, ребёнок может утратить значительную часть навыков, в том числе и бытовых. Таким детям нужен постоянный присмотр взрослого человека, помощь в повседневных делах и ежедневный уход.

При выявлении патологических отклонений в развитии ребёнка, необходимо незамедлительно обратиться за консультацией к врачу. Своевременная диагностика заболевания позволит замедлить его течение и скорректировать поведение ребёнка.

Что делает врач

Лечение детской деменции требует длительного времени и постоянного контроля врача. Стойкое улучшение может наступить не сразу и не у всех пациентов.

Резидуально-органическая деменция позволяет обойтись работой с психологом и соответствующими педагогами.

При запущенной стадии заболевания ребёнку требуется непрерывный ежедневный уход.

Профилактика деменции у детей – очень затруднительное мероприятие, поскольку зачастую его становится возможным выявить только по истечении длительного времени. Требуется регулярный контроль за поведением и самочувствием ребёнка со стороны нескольких специалистов.

  • внимательное отношение к здоровью ребёнка, своевременное лечение хронических и временных заболеваний;
  • избегание травм головы, сотрясений;
  • умеренная умственная и физическая нагрузка;
  • предотвращение развития инфекций;
  • оберегание ребёнка от психоэмоционального напряжения;
  • здоровое питание и режим дня;
  • регулярные разнонаправленные занятия с ребёнком.

Со стороны родителей ребёнка с деменцией требуется проявление к нему терпения, любви и заботы.

Если игнорировать течение болезни, то со временем она может привести к полной социальной дезаптации ребенка. Проблемы с памятью, восприятием и мышлением приводят к утрате возможности контактирования с окружающими людьми. Ребенок забывает имена названия предметов, что провоцирует коммуникативные проблемы, социальную изоляцию.

Также заболевание ухудшает эмоциональный фон. Возможно расстройство личности и поведения, психическая нестабильность и расстройства, вследствие изменений тканей головного мозга. Нередко патология приводит к депрессивному состоянию, полной потере интереса к окружающему миру, отсутствии радости, чувству разочарования, психическим отклонениям.

Дети со средней и тяжелой степенью болезни теряют навыки личной гигиены. Ребенок не испытывает необходимости выполнения обычных ежедневных процедур: умывания, принятия душа, пользования туалетом и др.

Патология сопровождается снижением реакции на повседневные ситуации, требующие внимания и осторожности, например, на едущий автомобиль. Также наблюдается потеря пространственной ориентации, равновесия. Дети с этим диагнозом не способны оценить опасность ситуации, развивается полное отсутствие риска самосохранения, поэтому требуется постоянное наблюдение со стороны взрослых.

Иногда больные деменцией демонстрируют депрессивное состояние, но это тоже не явный симптом деменции у детей, хотя это и может натолкнуть на подозрение о развивающейся деменции. Эта депрессия в основном проявляется на ранних этапах болезни, ведущих к последующей деменции. Прогрессирование болезни сопровождается непременным ухудшением умственных возможностей, но депрессии встречаются заметно реже.

В детском возрасте деменция и олигофрения являются понятиями, связанными между собой.

Деменция, чаще всего, это следствием различных заболеваний, поэтому лечить ее должен только специалист, врач-психиатр и невропатолог.

Деменция у детей – это тяжелая патология, при которой необходимо продолжительное лечение и постоянное наблюдение у специалиста. Стойкого улучшения можно добиться не сразу и далеко не у всех получает дождаться облегчения. Благодаря лекарствам, приводят в норму обмен веществ на клеточном уровне, ускоряют ток крови по сосудам головного мозга.

Так как в головном мозге развивается патологический процесс, то происходит ухудшение и психического развития. Формирование органа нервной системы продолжается, но с отклонениями от нормы. По этой причине организм теряет способность к нормальной адаптации к факторам внешней и внутренней среды. Развиваются психопатические приступы, эпилептические припадки и другие осложнения.

Например, во время полового созревания в негативную сторону меняется характер. Ребенок становится агрессивным, пренебрегает социальными нормами, возможны приступы эпилепсии.

При инфекционных процессах в организме проявляются неадекватные реакции.

Абсанс у большинства пациентов исчезает к 20-летнему возрасту. Также положительные результаты удается добиться в лечении заболевания у подростков. При условии регулярного приема антиконвульсантов при юношеской абсансной эпилепсии стойкая ремиссия наблюдается у 80% пациентов.

Осложнения на фоне патологии в основном отмечаются при генерализованных судорогах, которые вызывают заторможенность мышления и реакции на протяжении нескольких дней. Также из-за внезапных приступов пациенты нередко получают травмы разной степени тяжести.

Механизм

Уход за больными деменцией

Патогенез развития болезни напрямую связан с повреждениями головного мозга, которые могут появиться вследствие интоксикации, инфекционных, воспалительных и травматических воздействий. Они провоцируют признаки дегенеративных изменений мозговой структуры. По этой причине развиваются дефективные состояния, деградирует деятельность психики, утрачиваются практические навыки и умения, эмоциональные реакции, черты личности. Деменция характеризуется стабильным снижением умственных функций без дальнейшего усугубления.

Известно, что деменция вызывает у больных депрессивные состояния. В основном они проявляются на ранней стадии болезни. В дальнейшем умственные способности ухудшаются, количество депрессий снижается. Человек полностью утрачивает навыки, которые приобретал в течение жизни. По причине этого он нуждается в постоянном уходе и контроле.

Микроцефалия головного мозга • причины, симптомы, лечение

При постоянном врачебном контроле прогноз деменции в большинстве случаев благоприятный: наблюдается медленный прогресс, в отдельных случаях достигается стойкая ремиссия – больной посещает обычную школу, справляется с нагрузками. Стоит помнить, что процесс восстановления очень длительный, требует ежедневного ухода, лечения.

Профилактика органической деменции у детей затруднительна, так как нарушение является следствием другого заболевания. Поддерживающими мерами являются внимательное отношение к самочувствию ребенка, своевременное лечение инфекционных и других болезней, создание условий для минимизации риска травм. Развитие психоэмоциональных расстройств предупреждается путем создания благоприятной, доброжелательной семейной обстановки, активного совместного времяпрепровождения.

Лечение деменции проводятся комплексно несколькими специалистами – квалифицированными неврологами с большим опытом лечения данной патологии. Процесс лечения долгий и даже в этом случае не достигается полное лечение деменции. Терапия позволяет снизить клинические проявления и значительно улучшить качество жизни пациента.

Лечение будет зависеть от причины развития деменции и состояния больного. Из медикаментов используют препараты, которые улучшают кровоток в головном мозге и налаживают обменные процессы в его клетках. Для терапии деменции назначают психостимуляторы и ноотропные вещества. Они помогают нормализовать поведение пациента, благотворно влияют на память, умственную деятельность и способность обучаться.

Предлагаем ознакомиться  Какой анальный стимулятор стоит купить

Терапию деменции у детей лучше всего выполнять в домашних условиях. Для этого родители проходят курс обучения и получают всю необходимую информацию по уходу и методам реабилитации пациента. В Юсуповской больнице родителей проконсультируют врачи высшей категории. Работа профессионалов позволяет замедлить процесс развития патологии, восстановить некоторые утраченные функции и получить максимальные результаты.

Обратиться за помощью и получить консультацию специалистов можно по телефону.

Лечение деменции у детейпроводят с учетом происхождения болезни и течения основного процесса. Для снижения скорости развития болезни врач-психиатр назначает средства, улучшающие обмен веществ мозговых нервных клеток и мозговой кровоток.

При резидуально-органической деменции предпочтение отдается психолого-педагогическим собеседованиям.

То есть первая ступень, это диагностика деменции, а вторая — определение причины ее возникновения. Явные синдромы еще не являются основанием для постановки диагноза деменции. Если у ребенка значительно нарушен уровень сознания и его психическое состояние не дает возможности адекватно оценить его психический статус, то и диагноз поставить не удастся.

Фармакологическое лечение деменции подразумевает применение средств группы психостимуляторов, например, кофеина (Кофеин-бензоат натрий), мезокарба (Этимизол, Сиднокарб). Из средств растительного происхождения применяют тонизирующие препараты:

  • элеутерококка,
  • женьшеня,
  • лимонника,
  • левзеи и ряда других.

Эти средства, воздействуют на ЦНС и повышают выносливость при психических и физических нагрузках, они малотоксичны и больные хорошо их переносят.

Деменция у детей - Секреты медицины

К числу Ноотропных средств относят:

  • Нооцетам,
  • Ноотропил,
  • Луцетам,
  • Пирацетам
  • препарат гидролизата мозга животных – Церебролизин.

Терапия деменции является непростой задачей. При этом заболевании полностью утрачиваются воспоминания, мыслительная деятельность, практические навыки, речь, воля, портится характер.

В зависимости от причины проблемы, симптомов и стадии развития дегенеративных нарушений, прибегают к использованию:

  • антиоксидантов;
  • средств, улучшающих память;
  • препаратов для восстановления нервной ткани;
  • лекарств улучшающих ток крови по сосудам головного мозга.

Симптомы деменции у молодых снижают с помощью средств народной медицины. Облегчения симптомов и замедления дегенеративных процессов добиваются с помощью отваров и настоев на основе лекарственных растений.

Без ведома врача прибегать к таким методам нельзя, так как только он может подобрать средства, гармонично сочетающиеся с препаратами и не вызывающие аллергических реакций. Хорошие результаты наблюдаются во время использования корня девясила, женьшеня, коры рябины, китайского лимонника, мяты перечной и других растений.

Важную роль в процессе лечения играет питание ребенка. От рождения и до года желательно, чтобы малыш получал грудное молоко. Мама должна правильно питаться, чтобы в молоке было много витаминов, белков, жиров и углеводов.

В более старшем возрасте важно обеспечить разнообразный рацион ребенку. Он должен употреблять мясо, крупяные каши, фрукты и овощи, молочные продукты. В подростковом возрасте следует сделать упор на молочные продукты, так как в этот период кости активно растут и нуждаются в большом количестве кальция.

Стоит отказаться от жирных и жареных блюд, копченостей, чрезмерного потребления сладостей.

Полезно регулярно гулять пешком на свежем воздухе. Это позволит замедлить скорость развития деменции.

Людям молодого и взрослого возраста приостановить слабоумие помогает обучение новой профессии, решение головоломок и задач.

Во время приступа эпилепсии нельзя трогать ребенка: больной быстро вернется к реальности без стороннего вмешательства. Атипичные абсансы требуют участия взрослых людей. В случае припадка ребенка необходимо освободить от стягивающей одежды. Никаких других действий, кроме как вызова бригады скорой помощи, предпринимать не следует: необходимо дождаться, пока не исчезнут судороги. Вмешательство может привести к травмам ребенка.

Малые припадки эпилепсии у детей успешно купируются посредством медикаментозной терапии. В лечении абсансной эпилепсии у детей применяются сукцинимиды. При эпилепсии, приобретающей генерализованный характер, показаны препараты вальпроевой кислоты. В первом случае прием лекарств прекращается по прошествии трех лет с последнего приступа. При генерализованной форме болезни этот срок увеличивается на год.

Абсансная эпилепсия у подростков требует приема антиконвульсантов с целью профилактики припадков. Одновременно с этим пациенту назначаются препараты вальпроевой кислоты и сукцинимиды.

Абсансы у взрослых купируются лекарствами типа «Ламотриджин» (предпочтителен женщинам детородного возраста) и «Леветирацетам». Принимать указанные медикаменты без консультации с врачом противопоказано.

Помимо противоэпилептических препаратов показан прием лекарств, которые подавляют сопутствующие патологии.

Деменция — психическое расстройство, которое проявляется снижением интеллекта и не сопровождается при этом нарушением сознания. Это заболевание относится к группе приобретенных расстройств, что отличает его, например, от врожденной умственной отсталости. По информации ВОЗ в мире более 35 млн человек страдает деменцией той или иной степени тяжести.

До заболевания человек мог решать логические задачи, самостоятельно мог обслуживать себя, т. е. вел нормальный человеческий образ жизни. При заболевании эти функции полностью или частично утрачиваются. Чаще всего деменция необратима. Но в некоторых случаях, при своевременном выявлении болезни и устранении причины, ее вызвавшей, избавиться от болзени возможно.

К таким заболеваниям, способным привести к деменции, относятся: опухоли головного мозга, нормотензивная гидроцефалия, заболевания щитовидной железы, субдуральные гематомы.

  • Присутствие в анамнезе больного: инсульта, артериальной гипертензии, черепно-мозговых травм и других соматических заболеваний;
  • Осложнения почечной недостаточности и тяжелых аутоиммунных болезней (рассеянный склероз, системная красная волчанка и другие), сахарный диабет, дефицит эстрогенов и гиперлипидемия;
  • Злоупотребление наркотическими веществами и алкоголем;
  • Воздействие токсических веществ;
  • Возраст и семейный анамнез.
  • Недержание мочи и нарушения походки, что является признаками нормотензивной гидроцефалии;
  • Сильные головные боли;
  • Неряшливость, агрессивность и раздражительность в отношениях с окружающими;
  • Случаи, когда больной не может найти дорогу домой;
  • Неправильное употребление слов;
  • Отсутствует целенаправленная психическая деятельность и наблюдаются нарушения абстрактного мышления;
  • Нарушения памяти. Человек не может вспомнить даже свое имя. Снижается умственная работоспособность;
  • Афазия (нарушения речевых функций);
  • Апраксия (нарушение выполнения целенаправленных двигательных навыков);
  • Агнозия (невозможность распознать объекты, при сохраненном сенсорном восприятии);
  • Неустойчивость во время ходьбы;
  • В тяжелых случаях больной зависим от постороннего ухода. Происходит распад личности. МРТ показывает атрофию головного мозга;
  • Больные резко худеют, могут слышать «посторонние голоса», которые содержат угрозы. У таких больных наблюдаются зрительные обманы восприятия, т. е. они якобы видят человека, который ходит у них по квартире и может нанести вред больному и его родным.

Согласно клиническим признакам существует две формы деменции:

  • Лакунарная форма — характерно поражение структур, которые отвечают за интеллектуальную деятельность. В этом случае страдает кратковременная память. При этом у больного остается критическое отношение к своему общему состоянию. Незначительно нарушается эмоционально-волевая сфера (больной слезлив и эмоционально лабилен);
  • Тотальная форма — происходит распад ядра личности с ее полной деградацией. Исчезают стыдливость, чувство долга, происходит утрата духовных ценностей.

При подозрении на наличие у больного деменции проводится разностороннее обследование. Назначаются консультации терапевта, невролога. Для исключения токсических поражений проводится лабораторная диагностика: анализ крови на сахар, липидограмма, печеночные пробы, на гормоны щитовидной железы, на уровни витаминов, ВИЧ и другие.

Одним из методов диагностики является шкала Хачинского. Она позволяет дифференцировать сосудистую деменцию от болезни Альцгеймера. Состоит шкала Хачинского из перечня тринадцати симптомов. Совпадение семи пунктов и более говорит о наличии сосудистой деменции. Совпадение менее семи пунктов может констатировать о болезни Альцгеймера.

Лечение

  • избегайте травм головы и сотрясений головного мозга;
    следите за здоровьем, обследуйтесь у специалистов, своевременно лечите хронические заболевания;
    избегайте чрезмерного психоэмоционального напряжения;
    соблюдайте режим дня, уделяйте не менее 8 часов полноценному сну;
    регулярно гуляйте на свежем воздухе;
    чередуйте интеллектуальные нагрузки с физическими;
    питайтесь правильно и сбалансировано.
  1. Легкая отсталость или дебильность, когда коэффициент умственного развития составляет 0,50-0,70. В данном случае ребенок способен вести простую деятельность, при этом он испытывает трудности с запоминанием, проблемы в социальных отношениях с другими детьми. Чаще всего детей с таким диагнозом отправляют на учебу в специальные школы, где предусмотрена особая программа обучения.
  2. Умственная отсталость средней степени или имбецильность. Дитя можно обучить выполнять несложные задания и поручения, однако к полностью самостоятельной жизни такие дети не приспособлены, и требуют постоянного внимания со стороны взрослого человека.
  3. Тяжелая умственная отсталость или идиотия. Показатели коэффициента умственного развития находятся на достаточно низком уровне – ниже 0,20. Такие дети самостоятельно не могут даже одеться или принять пищу, хотя и обладают некоторыми зачатками речи. Память практически не развита, ребенок не способен чему-либо научиться. Заболевание нередко сопровождается нарушениями развития внутренних органов и физическими недостатками.
  • Консультация невролога. Специалист проводит опрос, собирает анамнез, оценивает общее состояние ребенка, сохранность рефлексов. Для определения характера повреждения, выявления атрофических процессов направляет на инструментальные обследования головного мозга: ЭхоЭГ, МРТ, ЭЭГ, КТооо. По результатам данных клинического и инструментального обследования врач устанавливает основной диагноз, предполагает наличие деменции.
  • Консультация психиатра. Исследование направлено на выявление эмоционально-личностных и когнитивных нарушений. Детский психиатр проводит диагностическую беседу: оценивает умственные способности, особенности эмоционального реагирования, поведения ребенка. Для уточнения глубины дефекта назначает патопсихологическое обследование.
  • Консультация клинического психолога. После беседы с пациентом патопсихолог подбирает комплекс диагностических методов, направленных на исследование уровня памяти, интеллекта, внимания, мышления. В результатах описывается актуальное состояние когнитивных функций, тотальность или парциальность снижения, обучаемость. При сопутствующих нарушениях эмоционально-личностной сферы применяются проективные методики (рисуночные, интерпретационные с образным материалом), опросники (опросник Личко, патохарактерологический диагностический опросник). По итогам определяется патохарактерологическое развитие, преобладание эмоционального радикала, оценивается риск личностной и социальной дезадаптации.
  • Фармакотерапия. Назначаются средства, улучшающие обмен веществ мозговых нервных клеток, мозговой кровоток. Повышению умственных способностей, выносливости при психических и физических нагрузках способствует применение ноотропных средств, психостимуляторов.
  • Психолого-педагогическая помощь. Психокоррекционные занятия проводит психолог-педагог, клинический психолог. Они направлены на развитие мыслительных способностей, внимания, памяти. Организуются с учетом церебрастенических/энцефалопатических нарушений ЦНС пациента. В зависимости от степени деменции определяется уровень учебной нагрузки.

Профилактика деменции

Рекомендуется:

  • своевременное, полное лечение инфекционных заболеваний;
  • избегание травмирования;
  • регулярное наблюдение у педиатра.

Диагноз «слабоумие или деменция» — серьезное потрясение для любого. Узнав, что это такое, какими последствиями болезнь угрожает, многие опускают руки, не предпринимают никаких мер. Но чем раньше будет диагностирована патология и начато лечение, тем выше вероятность предотвратить серьезные осложнения и прогрессирование болезни.

  • следите за здоровьем, обследуйтесь у специалистов, своевременно лечите хронические заболевания;
  • избегайте чрезмерного психоэмоционального напряжения;
  • соблюдайте режим дня, уделяйте не менее 8 часов полноценному сну;
  • регулярно гуляйте на свежем воздухе;
  • чередуйте интеллектуальные нагрузки с физическими;
  • питайтесь правильно и сбалансировано.

https://www.youtube.com/watch?v=38O2h2MH_Yg

Деменция – это тяжелое заболевание. Когда кто-то из близких страдает деменцией, это отражается на всей семье

Важно понять и принять ситуацию, и сделать все возможное для лечения больного и сохранения у него оставшихся навыков. Несмотря на то, что распад личности – это необратимый процесс, качественный уход и забота, грамотное лечение могут значительно замедлить деменцию

Только вы можете улучшить качество жизни больного близкого человека и подарить ему шанс на выздоровление.

При легкой степени деменции будет необходима помощь нейропсихологов и логопедов. Специалисты центра НЕАПЛ готовые ее оказать. Обращайтесь!

Когда вы помогаете учить уроки подростку, тренируете свою память и облегчаете ему процесс понимания, анализирования, сравнения, ребенок, учится принимать решения и развивает свой мозг. Работающие нейроны устанавливают новые связи и цепочки. Таким образом мозг строит сам себя.

Учите стихи вместе с ребенком, это улучшит вашу память и его. Позитивный настрой в жизни, совместное посещение цирка, просмотр комедий, улучшит психологическое состояние каждого члена семьи.

Вы избавите свою семью от проблем со слабоумием, если будете жить интересной, насыщенной приятными событиями жизнью.

При легкой степени деменции будет необходима помощь нейропсихологов и логопедов. Специалисты центра НЕАПЛ готовые ее оказать. Обращайтесь!

  • Грамотный подход к планированию беременности;
  • Сдача всех необходимых анализов;
  • Ультразвуковое исследование плода;
  • Соблюдение мер безопасности в период беременности и родов.

Если заболевание было выявлено, то может быть рекомендовано прерывание беременности на ранних сроках. Сегодня все новорожденные и их родители проходят генетическое обследование.

Это позволяет сделать все возможное, чтобы предотвратить потенциальный риск возникновения микроцефалии в будущем.

Виды и формы

Деменция у детей - Секреты медицины

По тяжести протекания болезнь классифицируют на:

  1. Легкую степень.
  2. Среднюю.
  3. Тяжелую.
Степень Проявления
Легкая Социальная и интеллектуальная деятельности нарушены, но незначительно. Ребенок испытывает затруднения в обыденной жизни. Ухудшается память, речь, пространственная ориентация, мышление. Присутствуют признаки психической деградации — ребенок не контролирует эмоциональные реакции. Постепенно нарастает учебная неуспеваемость, снижается приспособление в среде обитания, коммуникационное взаимодействие. Сохраняются бытовые навыки.
Средняя Ребенок нуждается в дополнительной внешней поддержке. При этом остается понимание окружающих, но сильно страдает речь. Словарный запас ограничивается небольшим количеством простых слов, ребенок не способен построить сложное предложение. Мышление примитивное, практически отсутствует. Интересы, как правило, ограничиваются удовлетворением физиологических потребностей.
Тяжелая Теряется способность самостоятельного обслуживания (ребенок не может самостоятельно одеться, поесть и пр.), поэтому требуется постоянная помощь со стороны взрослых. Могут присутствовать незначительные задатки речи (нечленораздельные слова и звуки). Очень часто патология протекает с нарушением функционирования внутренних органов, физическими отклонениями. Эту глубокую степень умственной отсталости сопоставляют с идиотией. Если при средней степени ребенок еще способен понимать окружающих, происходящее вокруг, то при тяжелой — осмысленная деятельность отсутствует. Реакция на окружающее низкая. Эмоциональный фон ограничивается реакцией недовольства и удовлетворения. Внешние негативные факторы (холод, жара, телесные повреждения, влага и пр.) не вызывают особой реакции. Однако возможны эпизодические всплески агрессии, в т. ч. направленные на самого себя.

В МКБ-10 выделяют четыре степени умственной отсталости у детей и подростков: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.

В соответствии с этой классификациейв классической психиатрии выделяют четыре степени слабоумия: дебильность, не резко выраженную имбецильность, выраженную имбецильность и идиотию.

Уровень IQ

Степень умственной отсталости по МКБ-10

Классификация в классической психиатрии

Умственный возраст, лет

Имбецильность не резко выраженная

  1. Дебилы. Способны выполнять простые здания под руководством. Речь и двигательные функции у них слегка нарушены, поэтому при общении с ровесниками испытывают трудности.
  2. Имбецилы. К самостоятельной жизни не приспособлены. Обучаются в дефектологических учреждениях. Со временем учатся выполнять несложные задания.
  3. Идиоты. Не обучаемы. Иногда обладают зачатками речи. Принимать пищу, одеваться, выполнять гигиенические процедуры могут только с помощью и под контролем посторонних лиц.
Предлагаем ознакомиться  Как разводить АЦЦ порошок: инструкция по применению для детей

Слабоумие у детей и подростков может быть резидуально-органическим или прогрессирующим:

  1. Резидуально-органическая формаобусловлена остаточными повреждениями головного мозга в результате черепно-мозговых травм, менингитов, медикаментозного отравления нервной системы. Эта форма слабоумия не прогрессирует, протекает стабильно, без дальнейшего усиления симптомов.
  2. Прогрессирующее слабоумиеразвивается вследствие сосудистых поражений головного мозга, генетических заболеваний и заболеваний спинного мозга. Для данной формы характерно постепенное усиление симптомов слабоумия.

В соответствии с этой классификацией в классической психиатрии выделяют четыре степени слабоумия: дебильность, не резко выраженную имбецильность, выраженную имбецильность и идиотию.

  1. Резидуально-органическая форма обусловлена остаточными повреждениями головного мозга в результате черепно-мозговых травм, менингитов, медикаментозного отравления нервной системы. Эта форма слабоумия не прогрессирует, протекает стабильно, без дальнейшего усиления симптомов.
  2. Прогрессирующее слабоумие развивается вследствие сосудистых поражений головного мозга, генетических заболеваний и заболеваний спинного мозга. Для данной формы характерно постепенное усиление симптомов слабоумия.

Уровень IQ

Деменция в детском возрасте

Симптомы и признаки слабоумия у детей и подростков различаются в зависимости от первопричины заболевания и интенсивности его развития.

Наиболее общими признаками детской деменции являются нарушение внимания, памяти, речи, девиантное поведение и быстрая утомляемость.

Первым признаком слабоумия у детей младшего возраста и дошкольников является устойчивая утрата навыков, которые ранее были освоены и без труда применялись на практике.

Можно говорить об умственной отсталости, если ребенок:

  • позже сверстников начинает ходить и говорить;
  • забывает слова, неправильно строит предложения;
  • выглядит неопрятно, не заботится о своем внешнем виде;
  • испытывает равнодушие к внешнему миру;
  • утрачивает привязанность к близким.

Движения малыша становятся расторможенными, преобладает приподнятое настроение. При дальнейшем развитии заболевания движения ребенка становятся менее дифференцированными и более однообразными.

Если в дошкольном возрасте легкое слабоумие распознать довольно сложно, то в школьные годы заболевание заявляет о себе более уверенно:

  • учащийся с трудом усваивает новый материал;
  • медленно пишет и читает, не может решить логические задачки;
  • не понимает смысл пословиц и поговорок;
  • не может воспроизвести содержание только что прочитанного текста;
  • забывает слова, с трудом строит предложения;
  • неадекватно реагирует на слова и поступки окружающих;
  • быстро устает, часто ощущает апатию и вялость.

Приобретенные ранее навыки и речь сохраняются надолго, но память работает избирательно. К примеру, дошкольник может по порядку назвать дни недели, последовательность времен года, но перепутать цвета.

Каковы симптомы деменции в 15 лет? В этом возрасте слабоумие можно распознать по следующим признакам:

  • ребенок не усваивает социально-правовые нормы;
  • не следит за собой, выглядит неопрятно;
  • теряет интерес к хобби и ранее любимым видам деятельности;
  • начинает одержимо коллекционировать ненужные вещи;
  • все его игры становятся однообразными, с постоянно повторяющимися действиями;
  • плохо запоминает информацию, мыслит поверхностно, испытывает проблемы при выполнении домашних заданий.

Симптомы слабоумия косвенно зависят от темперамента ребенка, состояния его здоровья, наличия сопутствующих заболеваний, социально-бытовой стороны его жизни и некоторых других факторов.

До 7 лет

Распознать симптомы и признаки деменции у детей этого возраста иногда затруднительно. Преобладает выраженное психомоторное возбуждение, которое очень часто встречается и у здоровых детей. Однако заподозрить проблему можно, если ребенок эмоционально неустойчив, по сравнению со своими сверстниками. Необоснованные резкие вспышки гнева, радости, плача должны насторожить родителей.

Ребенок не испытывает чувства привязанности. При встрече с родителями после длительной разлуки не испытывает радости. Практически или вовсе отсутствует психоэмоциональная реакция на похвалу, порицание.

Внешне ничем не отличается от сверстников. Физическое отставание отсутствует, симптомы патологии затрагивают интеллектуальную деятельность. Когнитивные способности не соответствуют возрасту: небольшой словарный запас, присутствуют речевые ошибки. Память больше механическая, чем осмысленная. Тип мышления конкретно-описательный.

7-11 лет

Социальная адаптация снижена. В школе такие дети сталкиваются с непониманием со стороны сверстников, нередко становятся изгоями. Эмоциональный фон неустойчив. Суждения могут быть вполне адекватными, но они конкретно-ситуационные. Присутствует детализированное восприятие. Способность к пониманию слов в переносном значении не выражена, поэтому дети не понимают шуток, поговорок и пр.

Ребенок не справляется с программой общеобразовательной школы. Поэтому таким детям необходимо специализированное учебное заведение. Усвоение учебного материала происходит только при подаче медленным темпом. Самыми сложными предметами являются физика, математика, химия.

В этом возрасте у обычных детей вырабатывается своя точка зрения, воля, характер, умение избирательно относится к поступающей информации, придерживаясь собственных суждений. При деменции ребенок быстро поддается чужому влиянию. Его легко переубедить. Нередко дети с повышенной внушаемостью попадают в неприятные ситуации, где их используют в корыстных или преступных целях, поэтому ребенку необходима поддержка и наблюдение родителей.

11-18 лет

У детей этого возраста усиливаются примитивные влечения, в т. ч. половое. Поэтому ребенок неосознанно может демонстрировать распущенное сексуальное поведение. Поступки могут быть асоциальными, не соответствующие нормам и правилам общественной морали.

Контролировать ребенка очень сложно. Его уровень сознания может оставаться неизменным, но ярко выражены личностные изменения и эмоционально-аффективные нарушения. Нередко проявляются неуместные эмоции. Анализ ситуации практически отсутствует. Возможны спонтанные ассоциации без осмысления.

Обязательно необходимо специализированное учебное заведение, где ребенок сможет чувствовать себя полноценно, приобретать навыки и знания, обучиться самостоятельной жизни.

Симптомы и признаки слабоумия у детей и подростков различаютсяв зависимости от первопричины заболевания и интенсивности его развития.

Деменция у детей - Секреты медицины

Наиболее общими признаками детской деменции являются нарушение внимания, памяти, речи, девиантное поведение и быстрая утомляемость.

Детская деменция – болезнь, которая характеризуется распадом интеллекта (слабоумием). Чаще всего у детей данное заболевание начинает проявляться к двум-трем годам (до 2-х лет, как правило, развитие проходит соответственно возрасту).

Симптомы и признаки слабоумия у детей и подростков различаются в зависимости от первопричины заболевания и интенсивности его развития.

КОГНИТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА

Когнитивные расстройства личности– это специфические нарушения, происходящие в познавательной сфере индивида и включающие следующие симптомы: снижение памяти, интеллектуальной работоспособности и снижение других когнитивных процессов мозга в сравнении с персональной нормой (исходным уровнем) каждого индивида.

К познавательным функциям следует отнести: восприятие (прием) информации, обработку и анализ данных, их запоминание и последующее хранение, обмен данными, выработка и реализация плана действий. Причинами когнитивных расстройств может быть множество недугов, отличающихся по механизмам и условиям возникновения, течения болезни.

Деменция у детей - Секреты медицины

ПРИЧИНЫ КОГНИТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ

Когнитивные нарушения по своей природе бывают функциональными и органическими. Функциональные нарушения в познавательной сфере формируются в отсутствии прямого поражения головного мозга. Переутомление, стрессы и постоянное перенапряжение, отрицательные эмоции – все это может являться причиной функциональных познавательных расстройств.

Функциональные нарушения познавательной сферы могут развиться в любом возрасте. Такие расстройства не считаются опасными и всегда исчезают или существенно уменьшаются их проявления после ликвидации причины нарушений. Однако в отдельных случаях может потребоваться применение медикаментозной терапии.

Органические состояния в когнитивной сфере возникают вследствие повреждения головного мозга в результате заболеваний. Они чаще наблюдаются у людей старшего возраста и носят обычно более устойчивые черты. Однако правильная терапия даже в этих случаях помогает добиться улучшения в состоянии и препятствует нарастанию нарушений в дальнейшем.

Наиболее частыми причинами органических патологий в когнитивной сфере считаются: недостаточность кровоснабжения мозга и возрастное понижение массы мозга или атрофия.

Недостаточность кровоснабжения мозга может наступать вследствие гипертонической болезни, сердечнососудистой патологии и инсультов. Поэтому очень важным является своевременное диагностирование перечисленных заболеваний и правильное их лечение. В противном случае могут возникнуть серьезные осложнения.

Артериальному давлению, поддержанию уровня сахара в норме и холестерина в крови следует уделять особое внимание. Выделяют также сосудистые когнитивные расстройства, которые развиваются вследствие хронической ишемии головного мозга, повторных инсультов или их сочетания. Такие патологии делятся на два варианта:

Деменция у детей - Секреты медицины

расстройства, возникающие как результат патологии мелких сосудов, и нарушения вследствие патологии крупных сосудов. Нейропсихологические особенности обнаруженных состояний, отражающие их взаимосвязь с нарушением в работе лобных долей мозга, будут свидетельствовать о сосудистой этиологии когнитивных расстройств.

Сосудистые когнитивные расстройства личности сегодня довольно распространены в практике неврологических патологий.

При атрофии головного мозга, вследствие возрастных изменений, формируются более выраженные патологии когнитивных функций. Такое патологическое состояние именуется болезнью Альцгеймера и считается прогрессирующим заболеванием. Однако темпы нарастания патологий в когнитивной сфере могут значительно варьироваться.

Преимущественно, симптомы характеризуются медленным нарастанием, вследствие чего больные могут на протяжении многих лет сохранять независимость и самостоятельность. Огромным значением для таких больных обладает адекватная терапия. Современные методы терапии помогают добиться улучшения в состоянии больного и длительной стабилизации проявлений.

Также причинами патологий в когнитивной сфере могут быть другие заболевания головного мозга, сердечно-сосудистая недостаточность, заболевания внутренних органов, нарушение в обмене веществ, злоупотребление алкогольными напитками или другие отравления.

СИМПТОМЫ КОГНИТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ

Расстройство когнитивных функций характеризуется специфической симптоматикой, которая зависит от того, в какой степени выраженности находится патологический процесс, и какие отделы мозга он затрагивает. Поражение отдельных участков обуславливает нарушения отдельных когнитивных функций, однако все же чаще встречается расстройство нескольких сразу или всех функций.

Расстройство когнитивных функций вызывает снижение умственной работоспособности, ухудшение памяти, трудности с выражением собственных мыслей или осмыслением чужой речи, ухудшение концентрации внимания. При тяжелых нарушениях пациенты могут ни на что не жаловаться вследствие потери критичности к собственному состоянию.

Деменция у детей - Секреты медицины

Среди патологий познавательной сферы самым частым симптомом считается ухудшение памяти. Вначале возникают прогрессирующие нарушения в запоминании недавних событий, а постепенно и отдаленных событий. Наряду с этим может снижаться умственная активность, нарушаться мышление, вследствие чего человек не может правильно оценить информацию, ухудшается способность обобщать данные, делать выводы.

Под понятием умеренные когнитивные расстройства личности обычно подразумевают нарушение работы одного либо нескольких когнитивных процессов, выходящих за границы возрастной нормы, но при этом не доходящих до выраженности деменции. Умеренные когнитивные нарушения, главным образом, считаются патологическим состоянием, результатом которого трансформации на данной стадии не исчерпываются только лишь возрастными инволютивными процессами.

В соответствии с данными ряда исследований, синдром умеренных познавательных расстройств наблюдается у 20% индивидов старше 65 лет. Также исследования свидетельствуют о том, что деменция развивается у 60% индивидов с данной патологией в течение пяти лет.

Умеренные когнитивные расстройства в 20-30% случаев носят устойчивый или вяло прогрессирующий характер, другими словами не преобразуются в деменцию. Такие расстройства способны в течение довольно длительного времени оставаться незамеченными индивидами. Однако если обнаружено наличие нескольких симптомов за короткий срок, то стоит обратиться к специалистам за консультацией.

О наличии расстройства когнитивной сферы свидетельствуют следующие симптомы: сложности в выполнении обычных счетных операций, трудности с повторением только что полученных сведений, нарушение ориентации в малознакомой местности, трудности в запоминании имен людей, новых в окружении, очевидные сложности в подборе слов при обычном разговоре.

Умеренные когнитивные расстройства, выявленные на ранних фазах своего развития, довольно успешно поддаются коррекции при помощи лекарственных препаратов и различных психологических методик.

С целью оценки выраженности нарушений когнитивной сферы применяются специальное нейропсихологическое тестирование, которое заключается в ответе на ряд вопросов и выполнении некоторых заданий пациентом. В соответствии с результатами тестирования становится возможным определить наличие отклонений определенных когнитивных функций, а также их выраженность.

ДЕМЕНЦИЯ (СЛАБОУМИЕ)

Деменцией называется состояние головного мозга, которое приводит к постепенному снижению мыслительной способности; иными словами острота мышления неуклонно «притупляется». Деменция чаще всего поражает именно пожилых людей — развивается старческая деменция (старческое слабоумие). Чем старше мы становимся, тем выше риск развития деменции.

У людей в возрасте 65 лет деменция встречается в 5% случаев, а после 80 лет — уже у каждого пятого. Тем не менее очень важно понимать, что деменция вовсе не является нормальной частью процесса старения, это состояние нельзя путать с распространенной «старческой забывчивостью». Помните, что диагноз «деменция» устанавливает только врач и он же определяет причину её возникновения.

КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ ДЕМЕНЦИЯ?

Человек, у которого развивается деменция, постепенно теряет способность к ясному мышлению. У него «путается» память — на начальных стадиях он не может вспомнить события, которые происходили недавно, но зато очень ярко помнит события своей молодости и детства. Также очень характерны снижение интеллекта и плохая концентрация внимания, которая выражается в невозможности на чём-либо сосредоточиться и выполнить запланированное дело до конца.

Постепенно человек утрачивает ориентацию в окружающем (перестаёт понимать, где он находится, не узнаёт родных и близких) и теряет способность к самообслуживанию. При этом состояние организма и всех его систем зачастую остаётся удовлетворительным, что приводит к необходимости длительного (иногда продолжающегося годами) ухода за таким больным.

Особые беспокойства для ухаживающих причиняют изменения его характера. Поначалу это обычно проявляется в виде угрюмости и раздражительности, однако позднее человек может стать агрессивным и пытаться причинить вред себе и окружающим. При тяжелых формах деменции возможно серьёзное нарушение психики.

КАКОВЫ ПРИЧИНЫ ДЕМЕНЦИИ?

Деменция у детей - Секреты медицины

Деменция обычно связана со множеством различных причин. Наиболее часто она развивается из-за болезни Альцгеймера или по причине атеросклероза сосудов, снабжающих кровью головной мозг.

  • Болезнь Альцгеймера чаще всего становится причиной деменции (более чем в 60% случаев). При болезни Альцгеймера головной мозг по непонятной причине повреждается и в нём уменьшается количество нервной ткани, благодаря которой осуществляется мышление.
  • Сосудистая деменция — вторая по частоте после болезни Альцгеймера причина деменции (около 20% случаев). В этой ситуации деменция развивается в результате закупорки множества мелких сосудов, питающих наш головной мозг, и как следствие, возникает повреждение нервной ткани.
  • Существуют и другие, более редкие причины деменции, например алкогольная деменция или деменция после перенесённых тяжёлых инфекционных заболеваний, поражающих головной мозг (например, сифилиса).

Специализированное МРТ головного мозга у пациентов с деменцией

Одним из таких заболеваний является микроцефалия мозга. Бывает, как врожденной, так и приобретенной в следствие воздействия определенных негативных факторов.

Проблема деменции сегодня является объектом особого внимания служб здравоохранения и специалистов различных областей медицины. Это объясняется растущим процентом случаев заболевания, что в свою очередь связано со «старением» общества и увеличением продолжительности жизни. Появление инновационных технологий, позволяющих проводить анализ мозговой деятельности, диагностировать патологии на ранних стадиях развития и осуществлять контроль над функционированием отдельных зон головного мозга, внесло значительный вклад в процесс диагностики деменции на ранней стадии развития недугов, вызывающих ее.

, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector
//удаляем вывод миниатюры при открытии полной записи start function wph_remove_thumbnail_single($html, $post_id, $post_image_id) { if ( !is_single() ) { return $html; } else { return ''; } } add_filter('post_thumbnail_html', 'wph_remove_thumbnail_single', 10, 3); //удаляем вывод миниатюры при открытии полной записи end