Дио лечение
Назад

Селективный мутизм у ребенка

Опубликовано: 23.04.2020
Время на чтение: 13 мин
0
2

Симптоматический комплекс

Говоря о симптомах данного недуга можно описать ряд дополнительных, так называемых прикладных проявлений, возникающих на почве молчания, что и выступает основным выражением болезни. Стоит отметить, что самая распространенная форма заболевания – это элективный мутизм, при котором вокализация не пропадает полностью, здесь ребенок может избирательно говорить, например, только с родителями. Среди остальных симптоматических проявлений могут присутствовать изменения таких сфер:

  • проблемы клинико-психиатрического характера. В рамках психогенных новообразований могут встречаться: частые депрессии, тревожные состояния, паталогическое состояние базального недоверия к миру, а так же страхи социального аспекта на уровне фобий, встречаются энурез, энкопрез, гиперактивность и нервные тики;
  • комплекс речевых нарушений. Здесь имеется в виду не молчание малыша, а уровень развития его речи. Диагностика осуществляется по стандартизированным подходам с использованием определенных методик, однако методы измерения развития речи подбираются индивидуально для каждого пациента. Все зависит от того сможет ли испытуемый общаться с врачом для оценки его вербальной активности и ее качественных особенностей. Если нет возможности проверить данный процесс посредством разговора, то для исследования принимаются записи голоса пациента в условиях его активного проявления, например, дома с родителями, исследование письменной речи, а так же батарея скрининговых методик для описания рецептивной речи;
  • интеллект. Невозможно говорить о полной сохранности интеллектуальной функции при различных нарушениях речи. Так же совершенно невозможно утверждать, что нарушения интеллекта будут локальными.

Исследования невербальными методологическими инструментами помогли выявить средний показатель IQ для больных данной категории – он составил 85 баллов. Исследования исключенной выборки, не имеющей аналогичного заболевания, показало средний шкальный результат в 100 баллов. Данные показатели не могут претендовать на абсолютный константный вид, однако принято считать как специфическую черту протекания мутизма заниженный уровень интеллекта у больных детей.

  • социализация. Процесс адаптации, в обществе усложненный недоверием к окружающим, как к ровесникам, так и к взрослым, выражается в ограничении вербального общения;
  • личность больного ребенка. Относительно типизации детей с данным недугом существует множество теоретических расхождений, описывающих различные личностные особенности и закономерности в выборке с данным контингентом.Обращаясь к личности можно явно фиксировать лишь нарушение волевой активности как психического процесса. Таким детям свойственна гиперволевая направленность, выражающаяся в категорическом нежелании поддерживать речевую активность с людьми не из доверенного круга.

Мутизм – патологическое состояние, характеризующееся полным молчанием при сохранении функций речевого аппарата, слуха и способности понимать речь.

В неврологии это расстройство относят к невротическому нарушению речи, в психологии – к нарушению способности устанавливать социальные контакты, в психиатрии это явление рассматривают в рамках психических отклонений (шизофрении, психозов, истерии).

В настоящее время, расстройство принято относить к «поведенческим и эмоциональным расстройствам, начинающимся в детском и подростковом возрастах». Диагноз внесен в перечень заболеваний, учтенных в Международном классификаторе.

Особенности мутизма

Мутизм – это детский недуг. Обычно он возникает в возрасте от 3 до 9 лет. Именно в этот период у детей происходит смена социального статуса: они начинают посещать детский сад и школу, поэтому многие родители воспринимают синдром как особенности адаптации.

Расстройству подвержены особо чувствительные, ранимые натуры. Оно может быть результатом воздействия сильного психического потрясения, стресса, связанного с изменением статуса ребенка и актом протеста, когда ребенок осознанно принимает решение не разговаривать.

Часто мутизм у детей путают с серьезным психическим заболеванием (шизофренией, умственной отсталостью). В связи с этим избирается неадекватное ситуации лечение. Типичной ошибкой специалистов является восприятие синдрома как временного явления.

В некоторых случаях заболевание воспринимается как детский каприз, который должен пройти самостоятельно со временем без какого-либо лечения. Однако такие виды речевых нарушений требуют своевременной коррекции, так как способны привести к развитию устойчивых изменений характера, негативным образом отражающихся на жизни носителя расстройства.

Синдром может развиться и в более старшем возрасте. Спровоцировать его способны органические нарушения мозга, серьезные психические потрясения или расстройства.

Что касается взрослых людей, то мутизм характерен для представительниц слабого пола. У женщин обычно возникает истерический мутизм.

Связано это с особой чувствительностью, мнительностью дам, их предрасположенностью к импульсивным эмоциональным реакциям.

Причины

Мутизм у детей и взрослых – это неординарное, трудно отличимое от ряда сходных по клинической картине заболеваний. Определение причины, спровоцировавшей синдром, позволяет адекватно оценить ситуацию, установить точный диагноз и назначить правильное лечение. В психиатрии принято выделять ряд следующих этиологических факторов, способствующих нарушению речи у детей:

  • психопатологические отклонения (аутизм, истерия, шизофрения, депрессивное расстройство, отставание в психическом развитии);
  • индивидуальные особенности характера (чувствительность, обидчивость);
  • стресс;
  • патологии строения речевых органов («волчья пасть, короткая уздечка);
  • наследственная предрасположенность;
  • обстоятельства окружающей среды;
  • внутрисемейная обстановка, неправильные методы воспитания.

Детский возраст не всегда позволяет установить истинную причину немоты. Исключением являются случаи, когда стимулятором служат психические отклонения. Причиной развития патологии может стать глухота. В этом случае говорят о возникновении сурдомутизма.

Детский сурдомутизм поддается коррекции. Своевременное обучение навыкам речи и чтения позволяют научить говорить детей с нарушением слуха. В том случае, если глухоту сопровождают патологии психического развития, обучить навыкам речи невозможно. Иногда мутизм у детей может быть своеобразной формой протеста. У взрослых мутистов причины расстройства речи могут быть следующими:

  • травмы головы;
  • стрессы;
  • кома;
  • последствия психической травмы;
  • нарушения кровообращения головного мозга;
  • психические расстройства (шизофрения, депрессия);
  • соматические заболевания (инсульты, опухоли мозга).

Симптомы мутизма

Синдром имеет достаточно яркие признаки, которые позволяют установить правильный диагноз. Типичные симптомы мутизма проявляются в виде:

  • отказа от речевого общения, немоты;
  • сохранения немоты не менее одного месяца;
  • сохранения сознания;
  • отсутствия патологий речевого аппарата;
  • неспособности говорить в волнительных ситуациях;
  • отсутствия речи только в конкретных ситуациях и при контакте с определенными людьми;
  • сохранения способности пользоваться письменной речью и формулировать свою мысль;
  • активное пользование невербальными методами общения.

В зависимости от вида патологии расстройство могут дополнять симптомы нарушения двигательной активности, как в случаях с акинетическим или апалическим мутизмом.

Виды мутизма

Самым распространенным диагнозом является психогенный мутизм, который может проявляться в рамках психогенного психоза, спровоцированного психической травмой.

В зависимости от силы воздействия психической травмы расстройство может ограничиться невротической формой: истерическим, логофобическим или смешанным мутизмом.

Истерическая форма мутизма провоцируется психической травмой: речь отнимается от сильного шока. Длится состояние от нескольких секунд до нескольких дней, недель. Патология возникает у женщин и особо чувствительных натур.

Логофобическая форма возникает из-за страха услышать свою речь и встречается в основном у школьников. Взрослые редко страдают этим видом расстройства.

Прогноз при данной форме патологии не всегда благоприятный, зависит от личностных особенностей носителя.

Ниже приведены признаки избирательного мутизма у ребенка:

  • Ваш ребенок может выглядеть парализованным или замороженным, когда посторонние задают ему случайные вопросы.
  • Ваш ребенок может говорить в определенных ситуациях, но он может отказаться говорить или даже произнести слово в других ситуациях или местах.
  • Ваш ребенок может использовать жесты рук или лица, чтобы спрашивать или говорить, даже когда он знает, как говорить.
  • У вашего ребенка избирательное расстройство мутизма, если он демонстрирует вышеупомянутое поведение более месяца.
  • Ваш ребенок может показать чрезмерную стеснительность.
  • Ваш ребенок может чувствовать или бояться смущения перед группой людей.
  • Ваш ребенок может проявлять негативное поведение.
  • Поведение вашего ребенка может начать мешать его образовательным достижениям и социальному общению.
  • Ваш ребенок может казаться изолированным и в стороне.
  • Ваш ребенок может вести себя очень нуждающимся и большую часть времени цепляться за вас.
  • Вы можете заметить компульсивные черты у вашего ребенка.
  • Ваш ребенок может показать признаки гнева.

Причины развития

Отвечая на вопрос, что представляет собой такое заболевание как элективный мутизм, врачи подчеркивают, что это такое заболевание, при котором основным симптомом патологического состояния является немота психологического характера.В основе патогенеза избирательного мутизма – пассивная агрессия, связанная с тем, что ребенок стремится своим молчанием выразить протест против таких факторов как повышенная опека или родительский контроль, социальные условия.

Предлагаем ознакомиться  Питание при заболеваниях жкт у пожилых

Во многих ситуациях причины заболевания связаны с психологическими травмами. Ребенок не имеет возможности выразить свое недовольство иным способом, он замыкается в себе и не желает разговаривать с окружающими. Малыш чувствует себя непонятым и никому не нужным, полностью отказывается от того, чтобы установить речевой контакт.

При данном расстройстве малыш полноценно, активно разговаривает в домашней обстановке, с близкими и хорошо знакомыми людьми, но полностью отказывается от общения при других обстоятельствах. Значительно реже встречаются формы заболевания, когда дети предпочитают молчать и дома.

Помощь квалифицированного специалиста поможет нормализовать психологическое состояние ребенка и устранить речевые расстройства.

Селективный мутизм может иметь различные причины развития, связанные с психологическими потрясениями или другими нарушениями в работе организма.

Селективный мутизм у ребенка

Психологические причины, провоцирующие мутизм у детей:

  • отрицательное отношение к окружающим или конкретному месту;
  • различные депрессивные состояния, сильные эмоциональные переживания;
  • страх продемонстрировать низкий уровень умственного развития или отсутствие каких-либо навыков;
  • малыш стремится показать слабый характер для того, чтобы завоевать лояльное отношение других людей;
  • неблагоприятная социальная обстановка внутри семьи.

Психологическую травму крохе могут нанести различные стрессовые ситуации: расставание родителей, смерть близкого человека или домашнего питомца, переезд в другую страну или переход в другую школу.

Для детей, которые воспитывались в домашней обстановке, стресс может быть связан с привыканием к детскому саду или другому учебному заведению. Знакомство с новым коллективом может вызвать сильный нервный срыв и спровоцировать развитие речевых расстройств.

Основные физиологические причины избирательного мутизма в детском возрасте:

  • ушибы и травмы головного мозга;
  • воспалительные процессы в головном мозге;
  • опухоли;
  • патологии кровообращения в головном мозге;
  • разнообразные психические болезни (шизофрения, истерия).

Симптомы избирательного мутизма, развивающегося у детей, связаны с отсутствием речи и нежеланием вступать в речевой контакт. Клиническая картина заболевания напрямую зависит от его формы и степени тяжести. Основным признаком патологического процесса является отказ говорить при определенных обстоятельствах.

Но определенные моменты сопровождают любую форму мутизма. К ним относятся:

  • Сохранение адекватного восприятия окружающего мира, четкое сознание.
  • Отсутствие спонтанной речи, а также стремления к диалогу.
  • Реакция на болевые раздражители.
  • Полноценная двигательная активность.
  • Тревога, возникающая у ребенка при личном обращении.

Селективный мутизм сопровождается агрессивной реакцией на смену привычной обстановки, знакомство с новыми людьми. Ребенок молчалив и замкнут, он стремится избегать окружающих людей, любит находиться в одиночестве. При этом любые речевые нарушения в привычной, домашней обстановке полностью отсутствуют.

Данное заболевание является распространенным не только среди детей, но и людей взрослого возраста. Из-за психологического барьера у пациентов с речевыми расстройствами развиваются социофобия и другие болезни психического характера.

Избирательный мутизм — это заболевание, которое формируется в результате биологических и социальных факторов. К первым относятся наследственная предрасположенность к повышенной тревоге и слабый тип нервной деятельности. К социальным причинам относятся следующие:

  • частое пребывание в стрессовых ситуациях;
  • психотравмы;
  • черепно-мозговые травмы;
  • постоянные серьезные конфликты между членами семьи ребенка и с ним;
  • авторитарный, слишком жесткий стиль воспитания;
  • повышенная тревожность мамы;
  • грубое обращение других взрослых, окружающих ребенка, например, педагогов;

Чем больше факторов развития элективного мутизма в жизни ребенка, тем больше вероятность его возникновения и тем труднее его корректировать.

Ученые пока воздерживаются от обозначения конкретных причин развития селективного мутизма. Но специалисты часто связывают появление расстройства с повышенной тревожностью ребенка. У детей с диагностированным селективным мутизмом анамнез в большинстве случаев отягощен различными тревожными состояниями и социальными фобиями.

Учеными были выявлены случаи, когда синдром селективного мутизма развивался после перенесенной ребенком психологической травмы. Маленькие пациенты замыкались в себе, переставали говорить в определенных ситуациях или вовсе постоянно молчали.

Психологи не отказываются и от другой теории, которая бы объяснила развитие селективного мутизма — наследственность. Есть мнение, что заболевание может появиться у детей, чьи родители имеют тревожные расстройства.

А вот связи между аутизмом и селективным мутизмом врачи пока не обнаружили. Ребенок может иметь оба диагноза, но ни один из них не провоцирует развитие другого.

Что вызывает мутизм?

Селективный мутизм у ребенка

Психологические причины такого явления крайне разнообразны, поэтому каждый пациент рассматривается и изучается в индивидуальном порядке. Чаще всего встречается так называемый «протест против всего мира» — молчание в такой ситуации становится формой выражения обиды или агрессии. Провоцировать такие чувства могут разнообразные факторы, но чаще всего это следствие:

  • Селективный мутизм у ребенка

    Мутизм отличается тем, что ребёнок по физическим данным может разговаривать, но есть некоторые сдерживающие факторы психологического характера

    неумения находить общий язык с окружающими;

  • неспособности четко формулировать свои желания в устной форме.

У ребенка попросту нет отдельного пространства для свободного выражения столь негативных чувств, и он перестает произносить что-либо.

В группе риска находятся застенчивые дети, дети, у которых сложная обстановка в семье, ребята с проблемами в артикуляции и когнитивной сфере, что вызывает у них некоторое смущение и т.д.

Иногда в истоке проблемы стоит серьезное заболевание, и тогда мутизм выступает одним из элементов симптоматического комплекса. Немота ребенка может говорить о: поражениях головного мозга, развитии шизофрении или детского аутизма, сильном депрессивном состоянии.

Почему у ребенка развивается селективный мутизм?

Большинство детей с селективным мутизмом имеют генетическую предрасположенность к тревоге. Другими словами, они унаследовали тенденцию беспокоиться от одного или нескольких членов семьи. Очень часто у этих детей проявляются признаки сильной тревоги, такие как чувство разлуки, частые истерики и плач, капризность, негибкость, проблемы со сном и крайняя застенчивость с младенчества.

У некоторых детей с селективным мутизмом есть расстройство сенсорной обработки, что означает, что им трудно обрабатывать специфическую сенсорную информацию. Они могут быть чувствительны к звукам, свету, прикосновениям, вкусу и запахам. Некоторым детям трудно модулировать сенсорный ввод, который может повлиять на их эмоциональные реакции.

У некоторых детей (20-30%) с селективным мутизмом наблюдаются тонкие речевые или языковые нарушения. У других могут быть слабые нарушения обучения, в том числе нарушение слухового восприятия. В большинстве этих случаев у детей наблюдается угнетенный темперамент (склонность к стеснительности и беспокойству).

Небольшой процент детей с селективным мутизмом, похоже, не очень стеснительные. Многие из этих детей выступают и делают все возможное, чтобы привлечь внимание других, и их называют профессиональными пантомимами! Причины мутизма у таких детей не доказаны, но некоторые исследованич показывает, что у этих детей могут быть другие причины для мутизма.

Классификация

Среди основных речевых расстройств у детей мутизм является достаточно распространенным. Формы этого заболевания:

  1. Мутизм элективный – ребенок полноценно, активно общается с родными и близкими, но попав в незнакомую обстановку, полностью отказывается говорить и замыкается в себе.
  2. Акинетический тип – связан с патологическими изменениями в работе нервной системы и головного мозга.
  3. Избирательный тип – малыш может хорошо общаться только с определенными людьми и при определенных обстоятельствах; в других случаях его модель поведения полностью меняется, и он замолкает.
  4. Фобический тип – развивается на фоне психологических травм, сильных стрессов и потрясений.
  5. Апаллический мутизм – одна из наиболее сложных, тяжело протекающих форм заболевания, связанная с патологическими процессами в головном мозге.

Самыми распространенными считаются избирательный и элективный типы патологии. Элективная форма заболевания носит психогенный характер и чаще всего связана со сменой привычной для детей окружающей среды.

Общие проблемы, с которыми сталкивается ребенок с избирательным мутизмом

Вот некоторые из общих проблем, которые могут возникнуть у вашего ребенка из-за избирательного мутизма:

  • Ваш ребенок может проявлять застенчивость и высокий уровень тревоги.
  • Ваш ребенок может испытывать языковые задержки или расстройства.
  • Ваш ребенок может столкнуться с социальной изоляцией.
  • Ваш ребенок может испытывать трудности с артикуляцией.
  • Неспособность вашего ребенка говорить в определенных случаях может повлиять на его учебу и другие совместные занятия в школе, которые очень важны для общего развития ребенка.
  • Это может повлиять на уверенность и самооценку вашего ребенка, особенно когда он находится со своими друзьями или сверстниками.

3. Когнитивно-поведенческая терапия

Поведенческая терапия - эффективный способ лечения селективного мутизма. Акцент сделан на понимании поведения ребенка и установлении причин его беспокойства. Ребенок попадает в более безопасную среду, которая включает поощрение родителей отводить своего ребенка в школу, когда там меньше людей, и помогает ему практиковаться в разговоре.

Когнитивный психотерапевт поможет изменить поведение вашего ребенка. Он поможет ребенку избавиться от негативных мыслей и забот и постараться получить позитивные мысли у вашего ребенка. Как правило, дети, у которых есть это тревожное расстройство, боятся столкнуться с незнакомцами и могут окаменеть от определенных звуков или голосов. Эта терапия направлена ​​на укрепление доверия, подчеркивание положительных качеств и уменьшение беспокойства и беспокойства ребенка.

Предлагаем ознакомиться  Витамины для мужчин при планировании беременности

В чем разница между селективным мутизмом и травматическим мутизмом?

Дети, которые страдают от избирательного мутизма, иногда говорят и редко отключаются в определенных ситуациях. Большинство из них имеют подавленный характер и проявляют социальную тревогу. Для детей с избирательным мутизмом их мутизм является средством избежать тревожных чувств, вызванных ожиданиями и социальными встречами.

У детей с травматическим мутизмом мутизм обычно развивается внезапно во всех ситуациях. В качестве примера можно привести ребенка, который стал свидетелем смерти бабушки или дедушки или другого травмирующего события, не может обработать это событие и отключается во всех ситуациях.

2. Тревога социальной коммуникации

Это лечение включает в себя индивидуальные планы лечения для ребенка. Команда, состоящая из ребенка, родителей, школы и специалистов на местах, работает вместе в сотрудничестве. Различные лечебные техники и тактики используются при лечении ребенка. Часто видно, что уровень тревоги вашего ребенка может варьироваться в зависимости от ситуаций и людей, с которыми он может взаимодействовать. Таким образом, метод лечения может включать различные методы для преодоления различных типов уровней тревоги вашего ребенка.

Каковы наиболее распространенные характеристики детей с селективным мутизмом?

Важно понимать, что большинство детей с избирательным мутизмом являются такими же нормальными и социально приемлемыми, как и любой другой ребенок, когда они находятся в комфортной обстановке. Родители часто комментируют, как шумные, общительные, веселые, любознательные и даже властные и упрямые. Что отличает большинство детей с селективным мутизмом, так это их серьезное поведенческое угнетение и неспособность комфортно говорить и общаться в большинстве социальных условий.

Другие дети, более активные, могут играть с одним или несколькими детьми и активно участвовать в группах. Эти дети по-прежнему будут немыми или почти не общаются с большинством одноклассников и учителей.

По мере того, как выстраиваются социальные отношения, у ребенка развивается одна или несколько дружеских отношений, он или она может взаимодействовать с несколькими детьми в школе или других местах, но, не проявляет интереса или игнорирует других сверстников в классе. Со временем эти дети учатся справляться и участвовать в определенных социальных условиях. Социальные отношения становятся очень трудными, поскольку дети с избирательным мутизмом становятся старше.

Невербальное общение ребенка может продолжаться в течение многих лет, становясь все более укрепленным, если ребенок не будет должным образом диагностирован и подвергнут лечению. Врожденное поведение часто проявляется в том, что ребенок выглядит и действует нормально, но общается невербально. Ребенок не может просто начать говорить. Лечение должно быть сосредоточено на методах, помогающих ребенку отучиться от нынешнего немого поведения.

Робкий, осторожный в новых и незнакомых ситуациях, сдержанный, обычно проявляется с младенчества, тревожность в детстве.

Более 90% детей с селективным мутизмом испытывают социальную тревогу. Не могут показаться людям, быть в центре внимания, перфекционисты(боится ошибиться), синдром застенчивого мочевого пузыря, проблемы с питанием (стесняться есть перед другими).

Симптомы в теле

  • боль в животе;
  • тошнота;
  • рвота;
  • боли в суставах;
  • головные боли;
  • боль в груди;
  • одышка;
  • диарея;
  • нервное истощение;
  • тревога.

Внешний вид

У многих детей с селективным мутизмом застывшее, пустое, невыразительное лицо, неуклюжий язык тела с отсутствием зрительного контакта и ощущение беспокойства. Это особенно актуально для детей младшего возраста в начале учебного года. Чем комфортнее ребенку в окружающей обстановке, тем меньше вероятность того, что ребенок будет выглядеть взволнованным. Например, маленький ребенок, который чувствует себя комфортно в школе, но немой, может казаться расслабленным, но мутизм у него есть.

Общие симптомы

У таких детей чаще всего проблемы с кишечником и мочевым пузырем, чувствительные к массе людей, свету, звукам, прикосновениям (столкновение с другими, расчесывание волос и т. д.) и обостренные ощущения, т. е. восприимчивые, чувствительные, трудности с саморегуляцией (непослушные, легко расстраивающиеся, упрямые, негибкие и т. д.).

Опыт работы в интеллектуальном центре говорит о том, что трудности сенсорной обработки могут вызывать трудности в обучении. Многие сосредоточены на своих академических навыках, часто оставляя позади «социальное взаимодействие» в школе. Это становится все более очевидным с возрастом ребенка. Важно понять, что многие из этих симптомов не могут существовать в удобной и предсказуемой обстановке, например, дома. У некоторых детей есть проблемы с обработкой, такие как слуховое нарушение.

Поведение

Дети с избирательным мутизмом часто негибки и упрямы, капризны, и властны. Они также могут демонстрировать драматические перепады настроения, плача, ухода, избегание, отрицание и прокрастинацию. Эти дети нуждаются во внутреннем контроле, порядке и структуре и могут сопротивляться изменениям или иметь трудности с переходами.

Сопутствующие патологические состояния:

  • тревожность в связи с разлукой;
  • обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР);
  • генерализованное тревожное расстройство;
  • специфические фобии;
  • панические атаки.

Трудности в общении

Когда кто-то действительно изучает особенности ребенка с избирательным мутизмом, становится очевидным, что многие не могут должным образом участвовать в социальной жизни. Столкнувшись с незнакомым или менее знакомым человеком, ребенок может отстраниться, избежать зрительного контакта и «отключиться», не только лишив ребенка дара речи, но и помешав ему общаться с другим человеком.

4. Повышение самооценки ребенка

Вы никогда не знаете, но ребенку, страдающему тревожным расстройством, может понадобиться поддержка только со стороны его семьи и друзей, чтобы бороться с этим расстройством. Несколько слов похвалы могут творить чудеса для ребенка. Например, если ваш ребенок хорошо играет на музыкальном инструменте, пусть он покажет свой талант перед семьей и друзьями.

Виды заболевания

  • Пассивно-агрессивный — малыш пытается своим молчанием воздействовать на взрослых в своих целях. Например, мама отказывается купить ребенку игрушку, в ответ он перестает с ней разговаривать на несколько часов. Этим он пытается продемонстрировать свои чувства: обиду, злость, гнев, разочарование.
  • Симбиотический – ребенок имеет очень сильные связи с самыми близкими людьми, например, с родителями. С ними он свободно общается и взаимодействует. При этом разговор с другими людьми у него не получается. Он понимает их речь, но не готов им отвечать.
  • Реактивный – формируется в результате психологической травмы.
  • Речевой фобический – причина такого мутизма заключается в том, что малыш боится слышать свой голос или переживает, что скажет что-то неправильно.

Советы для родителей, чтобы справиться с ребенком с избирательным мутизмом

  1. Стараться с раннего детства не поощрять ребенка к избегающему поведению. Например, если знакомый маме человек спрашивает у ребенка его имя, то не стоит отвечать за него, даже если он прячет лицо и молчит. Иначе малыш привыкнет к тому, что в ситуации возникновения у него стеснения и тревоги мама за него все скажет. Чем чаще это будет повторяться, тем более вероятно, что он вовсе перестанет разговаривать в неуютных для него ситуациях. Лучше сообщить знакомому, что дочь или сын сейчас не готов общаться, но, возможно, удастся сделать это позже.
  2. Повышать самооценку. Если малыш с детства знает, что он – хороший, что его голос приятно звучит и его никто не ругает за неясность речи, то страдать мутизмом он, скорее всего, не будет. Хорошо, когда его хвалят, поощряют, иногда восхищаются тем, что он делает и говорит. Когда же ребенок с малых лет несколько раз в день слышит: «у тебя слишком громкий голос», «не кричи», «не коверкай слова», «помолчи», «тебя не спрашивали», то со временем он решит, что лучше совсем не разговаривать, чем постоянно быть раскритикованным. Он будет бояться сказать что-то не так, ошибиться или то, что он говорит, окажется неважным.
  3. Вводить ребенка в общество как можно раньше, чтобы большое количество людей не было для него стрессовой ситуацией. Приводить на детские площадки, встречаться с друзьями, ходить на праздники и кружки, где много людей. Если мутизм уже есть, то поначалу стараться подбирать компании, в которых он комфортно себя чувствует: знакомые дети и взрослые, отсутствие осуждений и насмешек, наличие общих тем для общения. Позже постепенно добавлять менее знакомых сверстников.
  4. При имеющемся элективном мутизме не стоит ждать, что речь появится сразу в начале лечения. Для этого должно пройти определенное время в зависимости от индивидуальных особенностей течения болезни.
  5. Оказываясь в новой обстановке или в окружении незнакомых людей, стоит дать немного освоиться, чтобы начать общаться. Не нужно сразу заставлять его разговаривать со всеми, кто к нему обращается, — это может только усугубить его состояние.
Предлагаем ознакомиться  Смекта для детей как принимать

Очень важно, чтобы вы как родитель полностью участвовали в лечении вашего ребенка. Наряду с этим будьте терпеливы и чутки к своему ребенку в любое время. Если он не хочет говорить или реагировать, не заставляйте его делать это. Принуждение вашего ребенка может привести к еще большему беспокойству и стрессу у вашего ребенка. Поговорите со своим ребенком о его чувствах и спросите его о его страхах и заботах. Пусть он откроется вам и снимет стресс.

Вот несколько советов о том, как помочь ребенку с избирательным мутизмом:

  • Никогда не заставляйте своего ребенка говорить, если ему неудобно делать то же самое.
  • Скажите своему ребенку, что вы понимаете его ситуацию. Дайте ему знать, что иногда можно бояться или чувствовать себя неловко. Поощряйте его говорить, когда ему удобно.
  • Продолжайте уверять своего ребенка, что с вами все в порядке, когда он объясняет жестами или выражением лица, пока он не будет готов объяснить это разговором.
  • Если ваш ребенок попытается выступить публично, не хвалите его тут же, так как это может вызвать у него смущение. Подождите, пока вы не вернетесь домой и не останетесь с ним наедине, прежде чем похвалить его за его усилия.
  • Если вашему ребенку неудобно на семейном собрании или на вечеринках, избегайте брать его туда, пока он не почувствует себя комфортно.
  • Очень важно, чтобы вы обливали своего ребенка любовью. Вы должны оказать ему словесную поддержку и быть терпеливым с ним. Уверяю его, что все будет хорошо.
  • Поговорите со своей семьей и друзьями о состоянии вашего ребенка и попросите его дать ему время поговорить или пока он не почувствует себя комфортно в разговоре с ним.

Очень важно, чтобы вы сообщили о своем состоянии своему врачу, как только вы подозреваете какие-либо признаки или симптомы избирательного мутизма у вашего ребенка. Правильное лечение и поддержка помогут вашему ребенку выздороветь и вести нормальный образ жизни.

Селективный мутизм у ребенка

Не давите на ребенка, не заставляйте его говорить через силу!

Лучше поддерживать ребенка и говорить с ним о волнующих его темах, всячески показывая, что вы на его стороне.

Стимулируйте ребенка к общению посредством изменения среды. Чаще бывайте в тех местах, которые вызывают впечатления у ребенка. Сконцентрируйтесь на удовольствии. Пусть рассказывает взахлеб о просмотренном фильме или поездке в аквапарк.

Играйте с ребенком, научитесь получать положительные эмоции и давать их. Хвалите за общение и игру с другими детьми.

Хвалите деликатно! Селективный мутизм не терпит агрессивного поощрения. Лучше изменить привычную словесную похвалу на жетоны или наклейки. Создайте дома такую систему поощрения, которая будет наглядна для ребенка. Ответил сегодня в школе — держи фишку. Собрал 7 фишек за неделю? Держи мороженое! Обязательно спрашивайте у маленького человека, что бы ему хотелось в награду за собственный труд.

Создайте визуальное расписание, чтобы ребенку было понятно, что ждет его в течение дня. Распишите его максимально подробно, особенно уделяя внимание тем ситуациям, в которых ребенку сложно. Старайтесь в описании быть нейтральными, показывая только факты и давая ребенку способы совладания с ситуацией. Например: «если ты захотел выйти из класса, подними руку, дождись вопроса учителя и спроси, можно ли выйти». Эти меры позволят снизить тревогу.

Детям старшего возраста рекомендована индивидуальная поддержка и подход, поскольку мутизм в таком возрасте сильно опосредуется окружающим миром. В данном случаем необходимо обязательно обратиться к психологу».

— поделитесь с друзьями!

Селективный мутизм у ребенка

Эксперты: Екатерина Олеговна Мацапура

Избавление от расстройства

Распознавание симптомов детского мутизма и его лечение вызывает некоторые сложности. Для установления диагноза необходимо провести четкую дифференциацию явления с другими расстройствами.

Общепринятой схемы лечения мутизма у детей не существует. В каждом конкретном случае используется индивидуальный подход. Из возможных способов применяют:

  • психотические средства для снятия напряжения, купирования страха;
  • физиопроцедуры для расслабления мышц шеи и речедвигательного аппарата, которые ребенок напрягает в ситуации планируемого общения;
  • психотерапия. Изначально рекомендована индивидуальная терапия для установления контакта с маленьким молчуном. Но в дальнейшем все-таки следует переходить на групповую форму. Нахождение в коллективе способствует установлению социального контакта и раскрепощению. Групповая терапия может проходить в форме театральных постановок. Обязательна семейная психотерапия.

Но стоит понимать, что главным шагом к восстановлению речевой активности ребенка становится лечение основного заболевания либо устранение травмирующего психологического фактора. Терапию необходимо начинать как можно раньше. Показаниями для обращения к врачу могут служить следующие ситуации:

  • если малыш не вступает в общение более 1 месяца;
  • наличие речевых проблем при определенных обстоятельствах;
  • ребенок слышит и понимает, что ему говорят, интеллект сохранен. Пытается общаться жестами, письмом;
  • отсутствие дефектов речедвигательного аппарата.

Дети, страдающие мутизмом – это особая категория. Несмотря на свою молчаливость, они все понимают, отличаются наблюдательностью и просто ослиным упрямством. Отсутствие возможности говорить порождает в их внутреннем мире напряжение и неспокойствие. Они способны выплывать в разных ипостасях. Например, были замечены случаи выраженной жестокости детей. Мальчик мог подойти к маме и ни с того, ни с сего укусить ее. Другие пациенты проявляли жестокость по отношению к животным.

Неспособность выражать свои мысли прямым путем требует относиться к молчунам с повышенным вниманием. Ранняя диагностика и помощь ребенку позволят избежать социального вакуума и психоза.

Дифференциальная диагностика

Важным моментом является различение избирательного мутизма с иными психическими расстройствами и органическими поражениями мозга, сопровождающимися нарушениями речи.

Процесс дифференциальной диагностики может потребовать консультации невролога, психолога, логопеда, окулиста, отоларинголога, сурдолога, дополнительных физикальных и инструментальных исследований.

Селективный мутизм у ребенка

При диагностике элективного мутизма должны быть исключены:

  • Ранний детский аутизм. Отличительные характеристики РДА: речь нарушена изначально, определяется независимость симптомов от ситуации, дисгармоничность развития психики, стереотипные действия, тотальные эмоционально-поведенческие отклонения.
  • Детская шизофрения. Заболевание сопровождается постепенной редукцией речи, продуктивной симптоматикой психоза (бред, галлюцинации, изменения мышления), разрушением бытовых навыков, упрощением игровых действий.
  • Неврологические заболевания. Данные нарушения подтверждаются инструментальными обследованиями головного мозга. Характерна постепенная утрата речи, быстрая истощаемость, утомляемость, снижение внимания, памяти.
  • Шоковые состояния. Мутизм на фоне аффективно-шоковой реакции отличается острым началом сразу после психологически травмирующей ситуации, тотальностью, относительной кратковременностью проявлений, выраженным паническим страхом, моторной заторможенностью, соматовегетативными нарушениями.
  • Истерическая немота. При элективном мутизме ребенок нерешителен, стремится оставаться незамеченным. При истерической немоте определяется завышенная самооценка, потребность во внимании окружающих, склонность к фантазированию, попытки манипуляции людьми.

Основой лечения является психотерапия, направленная на устранение социальных фобий, тревожно-депрессивного компонента, выработку навыков коммуникации. Используются следующие методы:

  • Когнитивно-бихевиоральные. Работа проводится индивидуально. Сказки, рисование, лепка используются психотерапевтом для налаживания контакта, помогают выразить, пережить негативные эмоции. Применяя элементы суггестивной терапии, специалист корректирует отношение ребенка к окружающим. Игровые техники позволяют без сопротивления отработать базовые навыки речевой коммуникации.
  • Поведенческие. Групповые тренинги ориентированы на формирование навыков межличностного принятия, коммуникации, сотрудничества, вербального взаимодействия. Контактируя с людьми различного возраста, ребенок преодолевает застенчивость, смущение. Успешные действия подкрепляются похвалой, вниманием.
  • Семейное консультирование. Психотерапевт рассказывает родителям, педагогам о механизмах элективного мутизма, дает рекомендации относительно способов общения с ребенком. Подчеркивается важность одобрения, похвалы, преподносятся техники ненавязчивой стимуляции развернутых высказываний.

Психотерапия дополняется логопедическими занятиями, направленными на коррекцию артикуляционных нарушений. Правильно поставленное произношение снижает неуверенность ребенка, способствует скорейшему восстановлению речевого общения. Психофармакотерапия показана при социальных фобиях, тревожных, депрессивных проявлениях. Назначаются антидепрессанты (СИОЗС), транквилизаторы, ноотропы.

Прогноз элективного мутизма у детей зависит от длительности его течения. Расстройство удается полностью устранить при начале лечения в течение первых шести месяцев. Постепенное улучшение происходит при психотерапевтическом вмешательстве спустя 1-2 года после дебюта.

Отсутствие улучшений либо незначительные сдвиги определяются у детей, лечение которых начато через 3-10 лет. Основная профилактическая мера – предоставление ребенку возможности выбора, выражения эмоций, собственного мнения. Важно уделять внимание его проблемам, переживаниям, обучать самостоятельности, умению принимать неудачи, строить планы.

, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector
//удаляем вывод миниатюры при открытии полной записи start function wph_remove_thumbnail_single($html, $post_id, $post_image_id) { if ( !is_single() ) { return $html; } else { return ''; } } add_filter('post_thumbnail_html', 'wph_remove_thumbnail_single', 10, 3); //удаляем вывод миниатюры при открытии полной записи end